Кабмин отложил до 2022 года обсуждение III этапа расширения Восточного полигона РЖД

Несмотря на пожелания угольщиков, правительство решило пока вплотную не заниматься долгосрочными планами развития Восточного полигона. Решение по третьей очереди проекта будет приниматься после 2021 года, и пока в корректируемый комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ) он не войдёт, передал «Коммерсант» 3 ноября. Угольщики просили уже к 2030 году построить третью очередь БАМа с провозной способностью 260–280 млн тонн. РЖД исходно реагировало на эти идеи сдержанно, хотя и разработало план расширения до 211 млн тонн. По мнению аналитиков, КПМИ будет пересматриваться ещё не раз и возможность включить в него БАМ-3 представится.

Как пишет «Коммерсант», сроки определения судьбы третьего этапа развития Восточного полигона сдвинули на неопределённый срок. Согласно решению, принятому на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 25 сентября, рассмотрение вопроса состоится после 2021 года, следует из документов РЖД, которые видели журналисты газеты. Таким образом, мероприятия этого этапа не войдут в федеральный проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона» комплексного плана модернизации инфраструктуры.

На дальнейшем расширении Восточного полигона настаивали угольщики: рабочая группа Госсовета по энергетике предлагала в рамках корректировки КПМИ предусмотреть проработку третьего этапа модернизации с целью увеличения провозной способности к 2030 году не менее чем до 260–280 млн тонн. Но в РЖД заявляли, что эти показатели требуют дальнейшей оценки Минэкономики. По словам замгендиректора монополии Алексея Шило, эти оценки, вероятно, опирались на оптимистичный прогноз Минэнерго и угольную стратегию, но, хотя монополия может инфраструктуру построить, а угольщики – поставить такой объём продукции, нужно понять, способны ли они продать этот объём на внешних рынках.

Тем не менее, в РЖД проработали третью очередь Восточного полигона с увеличением провозной способности с примерно 182 млн тонн в 2024 году до 211 млн тонн к 2030 году. В рамках третьего этапа было намечено 183 мероприятия, в том числе строительство 1184 км дополнительных вторых и 674 км главных путей, мостовых переходов через Амур и Енисей, второго Кузнецовского тоннеля и обхода Хабаровска.

В РЖД от комментариев отказались. Пока монополия работает по первым двум этапам, к 15 ноября в правительство должен быть представлен доклад по анализу стоимости объектов капитального строительства обоих этапов. В 2020–2024 годах инвестиции в БАМ-1 должны составить 55,6 млрд рублей, в БАМ-2 – 443 млрд рублей.

При этом РЖД намерено заметно изменить структуру грузопотока на Восточном полигоне, частично заменив основной груз – энергетический уголь – более высокодоходными либо повысить рентабельность перевозок угля за счёт изменения географии поставок его на полигон и тарифных мер. Так, уже в 2021 году монополия предлагала снизить объём поставок угля из Кузбасса на Восточный полигон на 11 млн тонн относительно этого года. В рамках тарифных инициатив на 2021 год обсуждается подъём тарифов на перевозку антрацита до уровня коксующегося угля, но пока весь комплекс предложений РЖД с трудом проходит согласование в правительстве.

Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук отмечает, что, судя по количеству корректировок в действующий комплексный план и незавершённости работы над его возможным продолжением, нет ничего критического в том, чтобы отложить работу над БАМ-3. При необходимости его впоследствии включат, говорит эксперт, отмечая, что поручения президента, относящиеся к развитию транспортной инфраструктуры, поступают довольно часто и наверняка в связи с этим ещё не раз возникнет необходимость масштабных корректировок в КПМИ.

Коммерсант