Решетников: «Планов введения углеродного налога в РФ нет»
Россия пойдёт по пути введения мягкого углеродного регулирования через внедрение системы мониторинга, планов введения углеродного налога нет, заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников.
«Мы очень внимательно относимся к этим мерам. В нынешней экономической ситуации для нас очень важно не допустить инфляции издержек. Спрос стагнирует (есть ограничения по спросу – и по экспорту, и по внутреннему), и производителям некуда переложить дополнительные издержки. Поэтому мы сейчас жёстко реагируем на любые предложения о повышении тарифов и попытки переложить это на потребителей – это суть нашей экономической политики. Регуляторная гильотина – тоже не что иное, как попытка снизить регуляторные издержки бизнеса. В этом плане углеродный налог сейчас совсем не к месту», – сказал г-н Решетников «Интерфаксу», комментируя итоги прошедшего 19 октября заседания консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ), в ходе которого активно обсуждалась тематика углеродного регулирования в РФ.
По его словам, иностранные инвесторы в ходе совета поднимали вопрос углеродного регулирования в РФ на фоне планов Евросоюза ввести дополнительные сборы на продукцию зарубежных производителей в связи с выбросами СО2, которые сопровождали производство.
"Мы идём мягким путём. Нужно создать нормальную систему мониторинга. Бизнесу, который готов добровольно в это идти, мы дадим все механизмы – чтобы они принесли в Европу условно сертификаты, которые будут признаны там «зелёными» и верифицированы, и через это там не предъявили бы эти требования», – пояснил Максим Решетников.
По его мнению, требует корректировок и общая система мониторинга климатической повестки.
«Плюс в целом (важна – ред.) общая система мониторинга климатической повестки. Кто-то говорит, что наша экономика углородоёмкая – на самом деле это не так. Если посмотрим, что было сделано за последние 20-25 лет в части модернизации энергетики, все программы ДПМ, развитие атомных, гидроэлектростанций, ВИЭ – у нас очень хороший баланс. Плюс в ЖКХ большой прогресс достигнут, выстроена система энергоёмкости, мы видим, насколько мы продвинулись. И да, у нас ещё есть вопросы, которыми надо заниматься. Кроме того, надо адекватно оценивать поглощающую способность наших лесов. С нашей точки зрения и с точки зрения очень многих экспертов, она неадекватно оценивается. Когда в Псковской области поглощающая способность лесов почему-то в разы меньше, чем в соседних странах – в том числе в Польше, – это ничем не объясняется», – отметил министр.
Вопрос о поддержке компаний, которые могут пострадать от планируемого Евросоюзом трансграничного углеродного налога, поднимается уже российским бизнесом, и власти ведут с ним диалог, но детали пока обсуждать сложно, сказал глава Минэкономразвития.
«Российские компании, ставят такой же вопрос, что могут пострадать от углеродного налога (который планирует ввести ЕС – ред.). Но на это сложно реагировать, когда нет подробностей, механики реализации этого налога со стороны Еврокомиссии. Дождёмся, когда он появится, тогда будем реагировать. У нас есть вопросы, насколько он будет соответствовать правилам ВТО, ждём конкретики от наших партнёров», – заключил он.
Еврокомиссия в рамках запланированной «зелёной сделки» с 2023 года введёт пограничный корректирующий механизм, который призван уравнять продукцию, произведённую с минимальными выбросами CO2, с товарами из других стран, где используются более дешёвые технологии и недостаточно регулируются выбросы парниковых газов. Углеродный сбор может составить $30 за тонну выбросов CO2. Аналитики BCG ожидают, что он может быть введён уже в конце 2021 – начале 2022 года. По мнению экспертов, в наибольшей степени углеродный сбор затронет сектора, производящие продукты нефтепереработки и кокс (ключевой компонент для производства стали), а также горнодобывающую промышленность. Пассивность с введением жёсткого углеродного законодательства и платы за выбросы может стоить российским экспортерам от $3 млрд до $6 млрд в год с установлением ЕС в 2023 году налога на углеродоёмкий импорт, заявлял недавно глава «Роснано» Анатолий Чубайс.