«Совет рынка» предлагает изменить порядок расчёта платежей по ДПМ ТБО, опасаясь новой «перекрёстки»
«Совет рынка» предлагает пересмотреть расчёт платежей за мощность для мусоросжигающих электростанций (МТЭС) «Ростеха», передал «Коммерсант» 9 октября. Основная выручка МТЭС, по мнению регулятора, должна состоять из доходов от сжигания мусора, а не платежей энергорынка, которые и так должны составить около 18 млрд рублей в год. В «Ростехе» же считают, что такой подход приведёт к росту тарифов населения за вывоз мусора на 400%.
«Совет рынка» предложил ФАС совместно с Минэнерго, Минэкономики и участниками рынка пересмотреть модель возмещения затрат на строительство и эксплуатацию МТЭС, говорится в письме заместителя главы регулятора Олега Баркина (документ от 5 октября). «Совет рынка» считает, что выручка МТЭС в первую очередь должна формироваться из платежей за переработку и утилизацию мусора, а не за электроэнергию и мощность.
«РТ-Инвест» (25% у «Ростеха») строит пять МТЭС общей мощностью 355 МВт, их запуск ожидается в декабре 2022 года. Строительство дорогостоящих объектов оплатят потребители электроэнергии первой ценовой зоны (европейская часть РФ и Урал) через повышенный платеж по договорам на поставку мощности (ДПМ ТБО). Как сообщили в «Совете рынка», общая стоимость мощности за период действия ДПМ ТБО составит порядка 290 млрд рублей, а средняя ежегодная дополнительная оплата – порядка 18,1 млрд рублей. Кроме тарифа на мощность МТЭС также будут получать от региональных мусорных операторов плату за сжигание мусора.
Письмо г-на Баркина – это ответ на идею ФАС, которая предложила учитывать в ДПМ ТБО и расходы электростанций на сжигание отходов (так называемый тариф на энергетическую утилизацию), хотя такие расходы должны покрываться платежами мусорных операторов. Олег Баркин опасается, что такой «перекрёстный учёт выручки в сфере электроэнергетики и в области обращения с отходами может привести к перекладыванию всей необходимой валовой выручки для таких объектов на потребителей электрической энергии и мощности». По мнению Олега Баркина, любое искусственное снижение тарифа на сжигание отходов «должно быть обоснованным и должно предусматривать при необходимости субсидирование на региональном уровне».
«Регулятор прав, целесообразно исключить получение МТЭС двойных доходов с энергорынка и за счёт тарифа на переработку, а также не допустить перекрёстного субсидирования между этими источниками», – сообщили в «Сообществе потребителей энергии».
В ФАС заявили, что проект постановления о тарифе на энергетическую утилизацию проходит процедуру согласования, предложения «Совета рынка» будут рассмотрены. В Минэкономики сообщили, что последовательно выступают против перекладывания нагрузки объектов по сжиганию отходов в тарифы на электроэнергию. В Минэнерго отказались от комментария.
В «РТ-Инвесте» считают предложения «Совета рынка» опасными. «Создание эффективной и экологически устойчивой системы обращения с отходами не должно происходить за счёт населения. Традиционные же участники энергорынка, представленные в основном крупнейшим бизнесом страны, предлагают переложить эти расходы на жителей, что вызовет значительный, на 300–400%, рост тарифа на услугу вывоза отходов», – заявили в компании. Там подчёркивают, что если выбрать модель «РТ-Инвеста» и переложить нагрузку на энергорынок, то рост тарифа коснётся только промышленных предприятий и составит 0,1%. При этом роста тарифа для населения ни на вывоз отходов, ни на энергию не произойдёт. «В нашем проекте выручка от поставки зелёной энергии составит 67%. По общепринятой мировой практике переработку отходов в энергию субсидируют за счёт такой меры поддержки, как зелёный тариф. При этом, как и в случае с другими ВИЭ, их мощности выкупаются промышленными потребителями в приоритетном порядке, население не несёт дополнительные расходы из-за применения этого тарифа», – полагают в «РТ-Инвесте».
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что МТЭС являются инструментом достижения целей правительства именно в сфере обращения и утилизации бытовых отходов, а не поставки электроэнергии. В этих условиях предложение переложить финансовую нагрузку на прямых выгодоприобретателей выглядит разумным. Эксперт также отметил, что расходы потребителей электроэнергии на пять МТЭС в 2023–2026 годах будут выше затрат на всю программу модернизации ТЭС.