Потребители предложили кабмину пути сокращения субсидирования энерготарифов на Дальнем Востоке
Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» (СПЭ) направила письмо вице-премьеру Юрию Борисову, в котором предложила учесть ряд особенностей при расчёте объёмов энергосубсидий Дальнему Востоку, написала «Независимая газета» 6 октября. Ранее механизм выравнивания энергоцен в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) за счёт других регионов РФ, запущенный в 2017 году, решено было продлить до 2028 года. К нему присоединился инструмент возврата инвестиций на модернизацию и новое строительство генерирующих объектов, расположенных в неценовых зонах оптового энергорынка (в том числе в ДФО), за счёт надбавки к цене на мощность модернизируемых генобъектов в ценовых зонах рынка (Европа, Урал и Сибирь). Соответствующее поручение в августе дал премьер Михаил Мишустин по итогам рабочей поездки по Дальнему Востоку.
По мнению СПЭ, механизм субсидирования тарифов в субъектах ДФО за счёт потребителей ценовых зон должен быть заменён адресной поддержкой из федерального бюджета. В ассоциации полагают, что действующая модель показала отсутствие эффективности и должна быть скорректирована со следующего года. А пока предлагается учесть важные особенности при расчёте субсидий – письмо об этом в конце сентября директор СПЭ Василий Киселёв направил курирующему промышленность и энергетику вице-премьеру Юрию Борисову.
В ассоциации предлагают изменить порядок определения среднероссийской цены на электроэнергию для ДФО, исключив из существующей модели субъекты РФ с льготным ценообразованием (регионы с регулируемыми договорами – «тарифные заповедники»). К ним относятся республики Северного Кавказа, Тыва, Бурятия, Карелия. Эти регионы имеют низкие цены на электроэнергию и не оплачивают надбавку для ДФО, что приводит к дополнительному увеличению затрат остальных субъектов РФ.
Данную особенность отмечали эксперты VYGON Consulting в исследовании 2018 года. В результате приведения тарифов в ДФО к средневзвешенному российскому уровню отпускных цен потребители ценовых зон оптового рынка 15 регионов на высоком напряжении, 54 региона на среднем напряжении и 62 региона на низком напряжении в 2017 году заплатили за каждый киловатт-час больше, чем бизнес Дальнего Востока. В Республике Саха (Якутии) в 2017 году отпускная цена электроэнергии на высоком уровне напряжения (ВН) сложилась ниже, чем в 57 субъектах РФ ценовых зон. Только в двух регионах России потребители на низком уровне напряжения (НН) платили меньше, чем в Якутии. Таким образом, существующая методика определения среднероссийской цены на электроэнергию создаёт дискриминационные условия по отношению к потребителям субъектов РФ, оплачивающим данную надбавку, полагают в СПЭ.
Также в письме предлагается установить особенности формирования так называемой инвестиционной надбавки, финансирующей модернизацию и новое строительство генерирующих объектов, расположенных на территории неценовых зон, в том числе в ДФО. В распоряжении правительства от 15 июля 2019 года предлагается без конкурса реализовать проекты «РусГидро» – компании с госучастием в уставном капитале. Базовая величина доходности этих проектов, согласно предложениям Минэнерго России, составляет 12,5%. Такой размер доходности проектов, считают в СПЭ, необоснован, так как не предусмотрен конкурентный отбор исполнителей для реализации проектов или привлечение инвесторов. Гарантированный доход будет являться дополнительным обременением для потребителей ценовых зон, его предлагается исключить, предусмотрев в финансировании данных проектов возмещение расходов на обслуживание заёмного капитала.
Кроме того, реализация «РусГидро» проектов строительства энергоблоков на Якутской ГРЭС-2, ТЭЦ в городе Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2 и Благовещенской ТЭЦ осуществлялась с использованием бюджетных средств. Однако компания возмещает эти затраты в полном объёме за счёт тарифов, оплачиваемых в том числе потребителями ценовых зон оптового рынка в составе надбавки для выравнивания, напоминает г-н Киселёв. Полученную таким образом дополнительную прибыль необходимо реинвестировать в обновление энергетической инфраструктуры Дальнего Востока, сократив на соответствующий объём платёж потребителей энергорынка, предлагает он. Согласно опубликованным финансовым результатам группы «РусГидро» за первое полугодие этого года, рост показателя EBITDA сегмента «Энергокомпании ДФО» увеличился на 39% и составил 15,7 млрд рублей, при этом 14,464 млрд рублей получены «РусГидро» от надбавки к цене на мощность в ценовых зонах.
За четыре года действия режима субсидирования субъектов ДФО тарифная нагрузка для потребителей ценовых зон оптового энергорынка составила 128,74 млрд рублей. Между тем отчёта об эффективности использования полученных средств предоставлено не было. Сохранение и формирование подобных механизмов межтерриториального и межотраслевого субсидирования создаёт негативные сигналы для участников оптового рынка и лишает инвестиционные проекты потребителей в ценовых зонах определённости и будущего, считают в СПЭ.
«К сожалению, нет никакого отчёта о том, насколько механизм субсидирования позволяет достигать цели, которые ставились при его внедрении три года назад. Переход к более адресному формату субсидирования косвенно подтверждает, что полученные результаты не оправдывают эти масштабные траты, – полагает заместитель директора СПЭ Валерий Дзюбенко. – Развивать отдельные территории за счёт ухудшения условий ведения бизнеса в других непродуктивно. Задачи социально-экономического развития регионов целесообразно решать за счёт бюджетных средств, как это и осуществлялось ранее. В этом случае ответственность и эффективность регуляторов будет на порядок выше».
По мнению энергопотребителей, механизм субсидирования тарифов на Дальнем Востоке себя не оправдал.