Продлив анализ надбавок на ОРЭМ до апреля, власти оценят экспортную выручку потребителей
Решение наиболее чувствительного вопроса для энергоёмкой промышленности – о судьбе новых надбавок к цене на мощность – переносится на следующий год. В ответ на поручение вице-премьера Юрия Борисова провести ревизию нерыночных надбавок Минэнерго предложило сначала оценить текущие объёмы экспортной выручки крупной промышленности, передал «Коммерсант» 2 октября. В итоге срок исполнения поручения отложен на 31 марта 2021 года. Таким образом, перспективы отказа от введения новых надбавок становятся более неопределёнными.
Минэнерго предложило оценить чувствительность крупных потребителей электроэнергии к её стоимости, а также проанализировать текущие объёмы их экспортной выручки и вклада в ВВП, следует из письма замглавы Минэнерго Евгения Грабчака в правительство от 14 августа. По мнению министерства, анализ нужен для того, чтобы оценить необходимость отказа от части надбавок на оптовом энергорынке.
Правительство по поручению вице-премьера Юрия Борисова должно оценить возможность отказа от отдельных программ развития в электроэнергетике – строительства новых АЭС, ГЭС, ВИЭ, мусоросжигающих ТЭС (МТЭС) и программы модернизации старой генерации. Эти стройки оплачиваются за счёт надбавок к цене на мощность для крупной промышленности, существенно увеличивая её расходы. Срок исполнения поручения первоначально ставился на 1 апреля 2020 года, но теперь Белый дом перенёс его на 31 марта 2021 года, следует из имеющейся у издания ведомственной переписки.
Минэнерго также предлагает Минэкономики оценить зависимость структуры валового регионального продукта от стоимости электроэнергии в период с 2020 по 2035 годы. А также в трёх сценариях (пессимистичном, базовом и оптимистичном) проанализировать вклад соответствующей отрасли в ВРП, зависимость себестоимости продукции в отрасли от стоимости электроэнергии, влияние изменения себестоимости продукции в отрасли на изменение вклада отрасли в ВРП.
В Минэнерго подтвердили перенос сроков и отметили, что продолжают проводить комплексную оценку, а также запросили расчёты и предложения заинтересованных сторон. В аппарате Юрия Борисова и Минэкономики не ответили.
По оценке АКРА, доля расходов на электроэнергию в выручке «Русала» составляет 21%, у РЖД – 8%, у «Металлоинвеста» – около 7%, у угольного дивизиона СУЭК – примерно 4%, «Северстали» – 2%, «Полюса» – 1,5%.
В «Совете рынка» отметили, что наиболее чувствительные к стоимости электроэнергии потребители – это металлургия, нефтехимия, электротранспорт, ЦОД и т. п. Также очевидно, что для многих регионов именно такие предприятия формируют значительную часть ВРП, отмечают в ассоциации: «Совет рынка» последовательно и настойчиво поддерживает предложения по снижению нерыночных надбавок в отрасли или замене их бюджетным финансированием». Ассоциация представила в правительство предложение о введении системы критериев для оценки различных заявок на нерыночные механизмы поддержки и создании прозрачной системы принятия таких решений.
Успешность бизнеса в других отраслях не может служить оправданием для неэффективности электроэнергетики, считает директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв. «Вместо того чтобы наводить порядок в электроэнергетике, Минэнерго почему-то считает необходимым оценивать благополучие других отраслей, хотя правительство такой задачи не ставило», – добавляет он.
Также Минэкономики, Минфину и ФАС было поручено оценить, возможно ли переложить нагрузку по снижению цен для отдельных регионов на бюджет. Речь шла о регионах Северного Кавказа, Туве, Карелии и Бурятии, которые ушли с оптового энергорынка обратно на тариф, как было до реформы РАО ЕЭС. За эти тарифные перекосы в 2019 году потребители оптового энергорынка заплатили около 20,3 млрд рублей. Также по поручению вице-премьера на бюджет предлагалось переложить и субсидию на выравнивание энерготарифов в отдельных регионах Дальнего Востока (37,6 млрд рублей в 2020 году).
В Минэкономики не ответили, Минфин перенаправил запрос в Минэнерго, в ФАС заявили, что не получали данное поручение.
Но источник, знакомый с ответом службы, сообщил, что ФАС считает, что компенсировать стоимость электроэнергии за счёт бюджетных источников возможно в рамках госпрограммы «Развитие энергетики» аналогично механизму субсидирования межтарифной разницы. Согласно этому механизму, бюджетные субсидии выделяются для погашения недополученной выручки генкомпаний из-за перекрёстного субсидирования.
Максим Худалов из АКРА считает, что, говоря о крупнейших потребителях электроэнергии – экспортёрах, самый сильный провал экспортной выручки в этом году может произойти в нефтегазовом и машиностроительном секторе. «В сырьевой промышленности в целом выручка может и не упасть в этом году. Цены на большую часть сырьевых товаров сейчас выше, чем в начале 2020 года», – отмечает он.