Минэнерго: «Включение расходов на ИСУ в тариф увеличит его на 0,09% в год в течение 5 лет»

ФАС, Минэнерго и Минэкономразвития должны до 19 ноября представить согласованные предложения с расчётом финансово-экономических последствий по включению в тарифы стоимости интеллектуальных приборов учёта (ИСУ) электроэнергии, чтобы включение этих затрат не привело к чрезмерному росту платежей, сообщили «Ведомости» 29 сентября со ссылкой на аппарат вице-премьера Юрия Борисова.

После рассмотрения указанных предложений будет принято окончательное решение по этому вопросу, пояснили в аппарате вице-премьера.

«По имеющейся информации мы уже понимаем, что у электросетевых компаний благодаря интеллектуальному учёту будет возникать экономия за счёт снижения потерь и операционных расходов, которая будет покрывать расходы и может быть источником финансирования для установки счётчиков», – подчеркнули в аппарате г-на Борисова.

Дополнительный рост конечной цены на электроэнергию для потребителей при включении необходимых расходов на установку приборов учёта составит 0,09% в год в течение пяти лет, сообщили в Минэнерго.

«То есть дополнительный рост тарифа для потребителя будет минимальным, при том что основной функционал по установке и обслуживанию счётчиков ложится на компании, соответственно, значительно повышается качество обслуживания и снимаются обязанности с потребителей», – подчеркнули в Минэнерго.

Нормы принятого закона об ИСУ действуют с 1 июля 2020 года. Затраты, которые ранее несли потребители, теперь будут нести гарантирующие поставщики и сетевые организации. С 1 июля 2020 ггода поставщики будут устанавливать обычные приборы учёта, но могут на своё усмотрение поставить интеллектуальные. С 1 января 2022 года установке подлежат только умные приборы учёта.

Не все потребители своевременно устанавливали или меняли приборы учёта, поэтому с 1 июля компании-поставщики получили сразу большие обязательства, сообщил замминистра энергетики Юрий Маневич. Планируется, что с 1 июля до конца 2020 года будет установлено порядка 2-2,5 млн приборов учёта.

«Минэнерго разработало проект постановления правительства, которое в том числе сократит затраты по установке приборов учёта. Например, мы предлагаем продлить срок работы исправных приборов, просто проведя их поверку вместо обязательной замены», – сообщил г-н Маневич.

«Эти основные меры, а также ряд других позволят сократить объём необходимых средств на установку и замену приборов учёта более чем в два раза. Так, для гарантирующих поставщиков ежегодная потребность на организацию учёта в многоквартирных (МКД) домах составит около 12 млрд рублей. Это позволит существенно минимизировать возможные тарифные последствия при различных сценариях функционирования отрасли», – передал г-н Маневич через пресс-службу.

Представитель Минэкономразвития сообщил, что темпы роста тарифов на электроэнергию будут в пределах прогноза социально-экономического развития, несмотря на расходы компаний по установке счётчиков. В первую очередь ИСУ будут устанавливать там, где подтверждена экономическая эффективность такой установки, уточнил он.

«В остальных случаях, когда ИСУ не окупается, целесообразно устанавливать этот счётчик с включением расходов на его установку в состав тарифа с рассрочкой в 10-15 лет», – уточнил он.

Согласно опубликованному 26 сентября прогнозу социально-экономического развития, индексация тарифов на электроэнергию для населения с июля 2021 года составит 5% в год. Предельные уровни тарифов на электроэнергию для населения устанавливаются ФАС на основании параметров прогноза социально-экономического развития России, напомнили в пресс-службе Минэнерго. В ФАС сообщили, что поручение вице-премьера находится в проработке.

В Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) сообщили, что установка приборов учёта в МКД не окупается.

«Установка индивидуальных приборов учёта в МКД не влияет на экономику деятельности ГП, на которых в соответствии с законом возложена обязанность по установке приборов учёта. В отличие от сетевых организаций, у которых оснащение приборами учёта границ между сетями даёт экономию потерь и эксплуатационных издержек, у ГП экономия расходов, которая могла бы стать источником финансирования установки умных счётчиков, не возникает – даже потенциальная экономия в части расходов по сбору показаний существенно ниже издержек по установке и эксплуатации приборов учёта», – отмечают в профильной ассоциации.

НП ГП и ЭСК предлагает разово повысить тариф ещё на 2% сверх стандартного роста, что при среднем счёте одного домохозяйства (500 рублей) составляет 10 рублей в месяц.

Закладывать расходы на установку ИСУ в тариф совершенно неправильно, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

«По сути дела, установкой умных счётчиков сбытовые компании хотят облегчить себе жизнь – например, отследить несанкционированное потребление энергии, что повысит эффективность их работы, а следовательно, приведёт к росту прибыли. Поэтому, если сбытовая компания хочет внедрять дополнительный учёт, она должна делать это за свой счёт», – считает эксперт.

По мнению директора Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Ильи Долматова, тарифы должны уложиться в опубликованный Минэкономразвития прогноз и в рамках обозначенных пределов необходимо найти внутренние резервы для недопущения сверх обозначенного роста тарифа. «В условиях усложнения экономической ситуации перекладывание нагрузки на потребителей не самый оптимальный вариант», – полагает он.

Г-н Юшков уверен, что в текущих экономических условиях правительство попытается избежать дополнительного роста тарифов. «Правительство говорит о гигантском плане поддержки экономики и населения в связи с последствиями коронавируса. Но, с другой стороны, эти же деньги будет забирать у населения? Думаю, такое вряд ли возможно. Думаю, правительство либо отсрочит повышение тарифа на более благоприятный период, либо переложит нагрузку на сбытовые компании», – заключил он.

Источник: Ведомости