Кабмин анализирует рост тарифов из-за перехода счётчиков в ведение сетей и ГП

Установка умных приборов учёта может привести к сверхнормативному росту коммунальных платежей граждан, сообщил «Коммерсант» 24 сентября. Правительство поручило профильным министерствам проработать вопрос, обосновать точный объём роста платежей и принять меры для сглаживания эффекта. Последние годы коммунальные платежи повышались в среднем на 4%, из-за покупки новых счётчиков этот уровень может быть превышен, опасаются эксперты. Дополнительная нагрузка на потребителей оценивается в 60 млрд рублей в год, или в 1% роста конечной цены на электроэнергию.

Правительство поручило ФАС, Минэнерго, Минэкономики и другим профильным ведомствам проработать вопрос включения стоимости приборов учёта электроэнергии в коммунальные платежи граждан, следует из поручений вице-премьера Юрия Борисова от 18 сентября (с ними ознакомилось издание). Как отмечается в документе, «факторы, связанные с организацией учёта электроэнергии» могут быть выведены из-под ограничений роста общего платежа, который ограничен предельными индексами (устанавливаются для каждого региона). Срок исполнения поручения – 19 ноября.

В аппарате Юрия Борисова подтвердили, что увеличение платы за коммунальные услуги возможно. Но чтобы включение затрат на организацию учёта не привело к сверхнормативному росту платежей, профильные министерства, в частности ФАС, Минэнерго и Минэкономики, должны представить проект постановления с детальным финансово-экономическим обоснованием финальной суммы, на которую может повыситься общий платеж граждан. Затем правительство будет дополнительно рассматривать и дорабатывать проект, а после этого примет окончательное решение по этому вопросу, подчеркивают в аппарате вице-премьера.

Федеральный закон об интеллектуальном учёте электроэнергии вступил в силу 1 июля 2020 года. Теперь гарантирующие поставщики (ГП) электроэнергии обязаны за свой счёт устанавливать приборы в многоквартирных домах, а сетевые компании – в коммерческом секторе и в частных домах. За невыполнение требований предусмотрены штрафы.

По закону об интеллектуальном учёте расходы сетевой компании на покупку, установку и замену приборов могут включаться в тариф и в плату за техприсоединение, но окупаемость также может быть обеспечена за счёт повышения эффективности процессов.

Расходы ГП на умные счетчики включаются в состав сбытовой надбавки. Но у ГП отсутствует прямой эффект от внедрения систем учёта, который мог бы принести средства для возврата вложенных инвестиций в полном объёме, отмечают в аппарате Юрия Борисова. «При этом доля сетевых компаний в конечной цене на электроэнергию в среднем по стране превышает 40%, а доля сбытовых компаний, к которым относятся и ГП – порядка 6%», – отмечают там.

Согласно перечню поручений, ведомства также должны до 6 октября представить согласованные предложения по «дополнительному росту тарифов на электроэнергию», учитывающему затраты на установку приборов, в течение не менее трёх лет.

Для новых потребителей платёж за техприсоединение, включающий цену прибора, будет различным в зависимости от потребляемой мощности (ниже или выше 670 кВт).

Участники рынка смогут устанавливать только российские счетчики, Минпромторг должен разработать меры господдержки производителей. Вместе с тем участники рынка и регуляторы будут работать над снижением требований к приборам, чтобы уменьшить их цену. Период установки предлагается увеличить: ГП и сетевые компании смогут осуществлять поверку старых счетчиков вместо их замены у малого и среднего бизнеса до 1 июля 2022 года, а у населения – до 1 января 2025 года.

В ФАС заявили, что поручения получены, ведётся работа. В Минэнерго сообщили, что поручено «проанализировать объём финансирования по установке приборов учёта, который подлежит включению в тарифы», расчёт будет вестись с учётом предложений министерства по минимизации финансирования, в том числе за счёт проведения поверок старых счётчиков вместо их замены, продления срока по установке счётчиков для потребителей, которые до 1 июля не сделали этого сами. В Минпромторге рассказали, что для российских производителей предусмотрены субсидии, льготные займы, в отдельных случаях может быть применён механизм компенсации потерь выпадающих доходов. В Минэкономики не ответили на запрос.

Источники финансирования мероприятий по развитию интеллектуального учёта были определены к 1 июля, они не предусматривают внесения изменений в упомянутые нормативные документы, отмечают в «Россетях». Холдинг планирует, что расходы будут компенсироваться экономией от снижения потерь и издержек, а также за счёт роста операционной эффективности благодаря автоматизации. В Ассоциации ГП и ЭСК не ответили на запрос.

В последние годы предельный индекс роста коммунальных платежей составлял в среднем 4% по стране, отмечает член общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин. Если ограничение платы коммунальных услуг действительно снять, прирост энерготарифов в составе коммунального платежа населения за счёт новых счетчиков может составить 5–10% сверх планов индексации (5% в год), отмечает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. За счёт этого общий коммунальный платеж может дополнительно вырасти примерно на 1,5–2%. По оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», дополнительная тарифная нагрузка на потребителей составит около 60 млрд рублей в год, или 1–1,2% роста конечной цены на электроэнергию.

Цифра может быть ниже при трёх условиях, уточняет эксперт: более дешёвые счётчики по сравнению с расчётным ценником в 15–20 тыс. рублей за штуку, продление периода установки более чем на семь лет или снижение нормы возврата на инвестиции в приборы со стороны сбытовых и сетевых компаний, например, за счёт субсидирования ставки по кредитам.

Коммерсант