Чубайс: «Если не ввести жёсткое углеродное регулирование, экспортёры РФ будут платить до $6 млрд в год»
Пассивность с введением жёсткого углеродного законодательства и платы за выбросы может стоить российским экспортерам от $3 млрд до $6 млрд в год с установлением ЕС в 2023 году налога на углеродоёмкий импорт, полагает глава «Роснано» Анатолий Чубайс, выступивший 3 сентября на конференции «Пограничное углеродное регулирование». По его мнению, даже символический внутренний платёж за выбросы станет важнейшим фактором энергоэффективности, и в итоге может способствовать тому, что российские компании не окажутся плательщиками углеродного налога ЕС.
Еврокомиссия в рамках запланированной «зелёной сделки» с 2023 года введёт пограничный корректирующий механизм, который призван уравнять продукцию, произведённую с минимальными выбросами CO2, с товарами из других стран, где используются более дешёвые технологии и недостаточно регулируются выбросы парниковых газов.
Углеродный сбор может составить $30 за тонну выбросов CO2. Аналитики BCG ожидают, что он может быть введён уже в конце 2021 – начале 2022 года. По мнению экспертов, в наибольшей степени углеродный сбор затронет сектора, производящие продукты нефтепереработки и кокс (ключевой компонент для производства стали), а также горнодобывающую промышленность.
Россия считает ввод ЕС углеродного налога противоречащим нормам международных соглашений, которые не позволяют использовать меры борьбы с изменением климата для ограничений международной конкурентоспособности, заявил в конце августа зампред Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев. В России разрабатывается закон «О госрегулировании выбросов парниковых газов», который должен заложить основу для «углеродной» отчётности компаний и выработки мер по снижению выбросов.
По мнению г-на Чубайса, в нынешнем виде этот документ является «абсолютно беззубым: закон ни о чем, толчение воды в ступе». Необходима резкая активизация усилий на правительственном уровне по ужесточению нормативной базы, считает Анатолий Чубайс. «Нужно написать жёсткий закон, и если этого не сделать, то нас заставят платить в зарубежный бюджет... Альтернативы уже нет, работать над этим или нет. Есть только альтернатива – либо мы сами начнём работать, либо нас заставят. Сами мы работать не начали», – сказал он.
Г-н Чубайс считает, что на плату за выбросы нельзя смотреть примитивно: «вчера мы не платили, сегодня хотят заставить платить, давайте бороться с этими врагами». «Платёж сам по себе – важнейший фактор воздействия на структуру экономики, способ создания спроса на энергоэффективные решения, стимулирования энергомашиностроения», – убеждён глава «Роснано».
На первом этапе плату за выбросы можно сделать почти символической – это всё равно подтолкнёт бизнес к рациональному подходу, мониторингу и оценке. «Зачем ждать, когда они нас посчитают, давайте сами научимся считать! Гром уже грянул, давайте решим вопрос с возмездностью. Будут споры и конфликты, но это начало реальных действия, когда уже есть учёт и нормативная база», – сказал г-н Чубайс.
«Мы опоздали и вчистую проиграли первый тайм. Стояли с пустыми воротами и смотрели, как нам забивают гол. Было понятно, что это произойдёт, теперь готовьте денежки. Отменить решения ЕС мы не сможем, они соответствует нормам ВТО и ничему не противоречат», – отметил глава «Роснано».
Надежда на то, что компании РФ могут рассчитывать на послабления из-за высокой поглощающей способности российских лесов, несостоятельна, считает Анатолий Чубайс. «Поглощающая способность лесов – это прекрасно, но помимо неё есть ещё продуктовый срез, с ним вы ничего не сможете сделать с помощью поглощения лесов», – сказал глава «Роснано».
«Невозможно рассчитывать, что мы проскочим на авось и никто ничего не заметит – отчитаемся и ничего делать не будем. Нет же, уже криком кричат серьёзные люди: так не будет, получите пограничный углеродный налог. Мы об этом говорили уже давно. Оценки его влияния на российских экспортеров – от $3 до $6 млрд в год. И это произойдёт не в 2025 году, а раньше, уже в 2023 году, как показывает «зелёная" сделка ЕС», – сказал г-н Чубайс.
Тем не менее, ресурс лесов, по его мнению, позволит России уйти от «заколдованного» норматива по снижению выбросов на 70% и ставить более агрессивные цели.
Также необходима поддержка сектору возобновляемой энергетики и энергоэффективным технологиям в других отраслях, отметил глава «Роснано». «Появляются важные отраслевые сдвиги, я имею в виду российскую возобновляемую энергетику, которой три года назад ещё вообще не существовало в стране. В итоге на сегодня у нас 1,7 ГВт вводов объектов ВИЭ, и к 2024 году этот показатель достигнет 5,4 ГВт или даже больше. Это, конечно, позитивные сдвиги», – сказал г-н Чубайс.
«Слава богу, мы прошли этап, когда сама постановка вопроса воспринималась как проявление безумия. На сегодняшний день на официальном уровне признано, что проблема глобального потепления – острейшая проблема для нашей страны. Уже в правительственных документах сказано, что темпы роста средней температуры в России в два раза выше, чем в мире. А для страны, где две трети территорий – вечная мерзлота, это приводит к длинному списку острейших проблем», – резюмировал он.