Потребители просит продлить срок окупаемости новых АЭС и снизить доходность
Крупная промышленность, опасаясь роста платежей за электроэнергию, просит продлить срок окупаемости новых проектов АЭС и снизить их доходность, передал «Коммерсант» 13 августа. В ином случае объём ежегодных дополнительных платежей за каждый новый атомный энергоблок может превысить 70 млрд рублей. По мнению бизнеса, нужно растянуть срок платежей за мощность для АЭС до 50–60 лет, то есть примерно до срока службы новых энергоблоков.
Промышленное лобби предлагает продлить сроки окупаемости новых энергоблоков АЭС и снизить рентабельность этих проектов. В противном случае, считают в «Сообществе потребителей энергии», рост цен на мощность из-за ввода каждого дорогостоящего энергоблока нового поколения по типу ВВЭР-ТОИ и ВВЭР-1200 приведёт к ежегодному приросту платежей за мощность на 70–90 млрд рублей. Ассоциация направила свои предложения главе Минэнерго Александру Новаку 11 августа (в министерстве письмо пока не получили) в ответ на разрабатываемый министерством проект постановления о строительстве новых атомных энергоблоков после 2025 года.
В РФ крупная промышленность несёт основную нагрузку по строительству новых ТЭС в рамках договоров на поставку мощности (ДПМ), запущенных при реформе РАО «ЕЭС России». По этому механизму владельцы ТЭС обязывались ввести станции к определённому сроку, а потребители – окупить станцию за счёт повышенных платежей.
Для строительства АЭС «Росэнергоатома» и ГЭС «РусГидро» был введён аналог ДПМ, предусматривающий возврат средств в течение 20 лет и базовую доходность в 10,5%.
Все ДПМ-объекты уже введены, но с учётом сроков окупаемости потребители продолжат платить по ДПМ АЭС и ГЭС до 2041 года. Ввод новых ДПМ АЭС традиционно повышает уровень платежей на оптовом энергорынке на 3–4%. Пик платежей рынка по «старым» ДПМ АЭС придётся на 2030 год, достигнув 235,7 млрд рублей, после чего начнет плавно снижаться.
Но помимо этого механизма в тарифы на мощность станций «Росэнергоатома» включались целевые инвестиционные средства (ЦИС) и средства бюджета, а заёмные деньги под эти проекты практически не привлекались. Таким образом, потребители уже много лет жалуются на задваивание платежей по ДПМ АЭС – через инвестсоставляющую (ЦИС) и платежи за мощность. «Росатом» попросил для себя продления прежних преференций после 2024 года, рассчитывая включить в новый инвестцикл энергоблоки с реакторами новых типов.
Пока правительство это не одобрило, склоняясь к тому, что компания должна реинвестировать сверхвыручку от старых ДПМ в новые стройки. Уже сейчас «Росатом» из собственных средств строит новые энергоблоки на Курской АЭС-2 по технологии ВВЭР ТОИ, а попытки компании привлечь к этому проекту средства энергорынка пока не увенчались успехом. На строительство новых атомных энергоблоков до 2035 года «Росатому» потребуется ещё 880 млрд рублей.
В своём обращении в Минэнерго потребители предлагают растянуть окупаемость проектов АЭС с 20 лет до 50–60 лет. Срок службы новых типов реакторов в сравнении со стандартными технологиями увеличен вдвое – до 60 лет с возможностью пролонгации ещё на 20 лет. Таким образом, считают потребители, стандартные «сжатые» сроки окупаемости приводят к слишком быстрому возврату средств атомщикам, а также к избыточной ценовой нагрузке на оптовый энергорынок.
Что касается доходности новых атомных энергоблоков, то её, по мнению крупного бизнеса, нужно уменьшить. Так, для бюджетных средств и собственных средств «Росатома», в том числе дивиденды, нужно начислять доходность на уровне ключевой ставки ЦБ (4,25%), на заёмные средства – по индикатору кривой бескупонной доходности 30-летних ОФЗ (6,75–6,9%), а на целевые инвестиционные средства, профинансированные потребителями ранее, доходность не начислять, говорится в письме «Сообщества потребителей энергии». В «Росатоме» от комментариев отказались.
Использование пониженной ставки доходности уменьшит эффективный возврат на средства «Росатома» примерно с 10,5% до 6,5% годовых, подсчитал Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Это, по оценке аналитика, может привести к снижению ставки на мощность для новых АЭС на 23%, а удлинение срока окупаемости до 50 лет с текущих 20 приведёт к снижению тарифа ещё на 7%. Комбинация двух факторов может привести к снижению ставки ДПМ для АЭС на 35% от текущего уровня, прогнозирует г-н Скляр.