KPMG: «Объём нерыночной нагрузки на потребителей превысил 1 трлн рублей в год»

Объём нерыночных надбавок на строительство электростанций впервые превысил платежи бизнеса на снижение тарифов населения. В текущем году нагрузка на энергорынок по инвестпрограммам достигнет 615 млрд рублей, а социальные субсидии составят 446 млрд рублей, передал 24 июля «Коммерсант» со ссылкой на исследование KPMG. Эксперты предлагают снижать поддержку населения, направляя деньги на строительство современных электростанций и поддержку энергоёмкого бизнеса. Но регуляторы относятся к этому скептически.

Суммарный объём нерыночной нагрузки на потребителей электроэнергии в 2020 году достиг рекордной суммы в 1,09 трлн рублей, увеличившись на 220% за последние пять лет, следует из обзора KPMG. Структура нагрузки впервые изменилась – вместо социальных программ на первый план вышли платежи бизнеса на строительство новой генерации.

Общий размер нерыночных надбавок на оптовом энергорынке достиг 615 млрд рублей, при этом объём перекрёстного субсидирования (доплата промпотребителей за снижение тарифов населения) – 446 млрд рублей.

С 2015 года объём перекрёстного субсидирования вырос на 80%, отмечают аналитики. Бизнес доплачивает за сниженные сетевые и оптовые цены для населения, муниципальных потребителей, а также потребителей нескольких регионов, в том числе Северного Кавказа, Тувы, Карелии и Бурятии. Основная социальная нагрузка (81%) ложится на коммерческих и промышленных потребителей и только в малой степени на генерирующие компании, которые продают электроэнергию и мощность населению по льготным регулируемым договорам.

Инвестиционная нагрузка растёт ещё быстрее: с 2015 года она увеличилась на 244%. Основную долю (244 млрд рублей) занимают надбавки за новые ТЭС, построенные по договорам поставки мощности, ещё суммарно 267 млрд рублей – за АЭС, ГЭС и возобновляемую энергетику (ВИЭ). При этом ещё около 98 млрд рублей приходится на новые нерыночные платежи за выравнивание тарифов на Дальнем Востоке, строительство генерации в Калининграде, Крыму и Тамани и прочее.

По мнению аналитиков KPMG, распределение перекрёстного субсидирования нужно менять. Они предлагают строить больше эффективных и экологичных АЭС, ВИЭ и станций на парогазовых установках, что поднимет инвестиционную нагрузку на рынок до 1,5 трлн рублей к 2030 году. Но при этом нужно снизить объём соцподдержки до 250 млрд рублей, оставив лишь адресные субсидии для населения. Зато скидки начнут получать энергоёмкие потребители, инфраструктурные организации, а также экспортёры, в том числе за повышение энергоэффективности. За рубежом перекрёстное субсидирование – важный инструмент управления отраслью и механизм достижения стратегических целей развития: конкурентного преимущества на экспортных рынках, ликвидации энергетической бедности населения, технологического развития и декарбонизации экономики, отмечает партнёр KPMG в России и СНГ Василий Савин.

Идею ожидаемо поддерживает крупная промышленность. «Ситуация в отрасли из-за растущей «перекрёстки», включая разнообразные надбавки, становится слабо управляемой, да и эффективность «вертолётных» денег несравнима с целевым или адресным подходом. Структурно развитые зарубежные экономики уже давно стали постиндустриальными, однако они дорожат своей энергоёмкой промышленностью. Не вижу ни одной причины, почему мы должны действовать иначе», – говорит глава «Сообщества потребителей энергии» Александр Старченко.

По данным «Совета рынка», объём перекрёстного субсидирования, учтённый в сетевых тарифах, в 2020 году составляет 237 млрд рублей, на оптовом рынке объём субсидирования между группами потребителей в 2019 году оценивался на уровне 185 млрд рублей. В «Совете рынка» сообщили, что считают странной идеей борьбу с перекрёстным субсидированием через создание новых групп субсидируемых потребителей: «Гораздо правильнее с системной точки зрения было бы освобождение электроэнергетики от финансирования смежных отраслей и снижение текущего уровня перекрёстного субсидирования, а не перекладывание его бремени на малый и средний бизнес». Для снижения перекрёстного субсидирования тарифов для населения, по мнению регулятора, может быть использован опыт регулирования в Крыму, где такие тарифы дифференцируются по объёму потребления.


Коммерсант