Вознаграждение руководства госкомпаний могут привязать к зарплате премьер-министра

Власти обсуждают возможность ограничения зарплат топ-менеджеров госкомпаний и госкорпораций. В правительстве разрабатывается идея установить потолок вознаграждения на уровне трёх минимальных заработков премьер-министра, то есть не более 30 млн рублей в год, передал «Коммерсант» 8 июля.

В правительстве рассматривается идея ограничить потолок совокупного годового дохода топ-менеджеров госкомпаний, госкорпораций и подконтрольных им структур уровнем трёхкратного денежного содержания премьера Михаила Мишустина. Таким образом, денежное вознаграждение (зарплата, иные выплаты и бонусы) не должно быть более 30 млн рублей в год на одного руководящего сотрудника, сообщили источники, знакомые с ходом обсуждения в Белом доме. Исключения возможны, но устанавливать их будет лично президент.

Один из собеседников говорит, что инициатива обсуждается в правительстве с марта в аппарате первого вице-премьера Андрея Белоусова. Там, впрочем, утверждают, что в повестке первого вице-премьера такого вопроса нет. Другой источник уточняет, что речь идёт о специальной рабочей группе под руководством главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко. Источники в компаниях, которые может затронуть новая инициатива, слышали о ней, но не получали никаких документов.

В целом, рассказывают собеседники, правительство намерено оптимизировать и унифицировать уровень зарплат топ-менеджеров госкомпаний, привязав его к короткому перечню показателей эффективности (KPI). Так, для глав коммерческих госкомпаний и компаний, где РФ не является единственным акционером, в качестве KPI будет выступать динамика выручки, чистой прибыли и рыночной стоимости компании. Для некоммерческих будут утверждены отраслевые KPI.

РФ контролирует или владеет крупными долями более чем в 40 компаниях, большинство из них – 34 – стратегические и включены в перечень №91-р от 2003 года. Сколько топ-менеджеры могут потерять в случае введения новых правил, оценить сложно: уровень их заработка в основном не раскрывается, а в отчётностях компаний указывается лишь общий размер выплат руководящему персоналу. Но в большинстве случаев размер вознаграждений явно превышает 30 млн рублей в год.

Так, например, «Роснефть» в 2019 году потратила на выплаты правлению 3,57 млрд рублей, «Газпром» – 1,5 млрд рублей, РЖД – 2,7 млрд рублей (включая трёхлетнее вознаграждение), «Транснефть» (правление и совет директоров) – 2,34 млрд рублей, «Аэрофлот» (правление и совет директоров) – 2,138 млрд рублей, наименьшие расходы на правление у «Россетей» – 273 млн рублей.

Попытки ввести регулирование для зарплат топ-менеджеров госкомпаний предпринимались несколько раз: например, предлагалось привязать их к уровню вознаграждения президента РФ, но идеи не были приняты.

Сейчас регулируются зарплаты глав Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования и Фонда обязательного медстрахования – их месячное вознаграждение не может превышать десять среднемесячных зарплат работников этих организаций.

В «Роснефти», «Газпроме», «Газпром нефти» и «Аэрофлоте» отказались от комментариев. В «Транснефти» сообщили, что незнакомы с инициативой. Ещё один собеседник отмечает, что «госкомпании и госкорпорации являются коммерческими структурами, где для достижения высоких показателей неправильным будет регулировать заработную плату». В «Ростехе» не ответили, в «РусГидро» и «Росатоме» комментариев не предоставили.

В «Россетях» сообщили, что размер вознаграждения рядовых членов правления компании, вошедших в его состав после сентября 2017 года, в 2019 году в среднем находился на указанном уровне. «В случае принятия решения об ограничении уровня вознаграждения мы будем действовать строго в соответствии с актами правительства», – говорят в компании.

Глава совета директоров TopContact Артур Шамилов считает, что для госкомпаний, конкурирующих на рынке, например для «Газпрома» и «Роснефти», эта инициатива вредна, поскольку регулирование сверху может разрушить их стоимость и нарушить права других акционеров. «Для того чтобы компания была успешной, у её топ-менеджмента должна быть конкурентная зарплата для привлечения высококвалифицированных кадров. Профессиональный менеджмент должен достойно мотивироваться», – считает он, уточняя, что в сравнимых по размеру американских компаниях уровень зарплат руководящего состава выше, чем у российских. Ограничение зарплаты руководителям теоретически допустимо только в государственных структурах, где не существует задачи вести рыночный бизнес в условиях конкуренции, полагает г-н Шамилов.

Управляющий партнёр Winner Partners Григорий Окунь отмечает, что, с одной стороны, топ-менеджеры госкомпаний находятся на службе у государства и платить им слишком высокие зарплаты – значит тратить средства налогоплательщиков. Но вместе с тем если компания конкурирует не только на локальном, но и на международном уровне, то должна привлекать высокопрофессиональных сотрудников, которые дороже стоят. В европейских странах, добавляет эксперт, для доходов топ-менеджеров установлена прогрессивная налоговая ставка: чем больше он получает, тем больше отдаёт в бюджет.

Коммерсант