Кабмин проводит допанализ надбавок на ОРЭМ
Министерства проводят детальный анализ потенциального отказа от нерыночных надбавок на энергорынке, сообщили «Интерфаксу» 30 марта, ссылаясь на заявление Минэнерго РФ.
Вице-премьер Юрий Борисов поручил ведомствам до 1 апреля представить предложения по сокращению нерыночных надбавок, а также оценку влияния потенциального отказа от некоторых программ развития в энергетике. Как сообщили в Минэнерго, «проводилось несколько обсуждений на различных площадках».
«Было решено провести более детальный анализ», – отметили в ведомстве, отвечая на вопрос о том, направило ли оно уже свою позицию по этим поручениям.
В аппарате Борисова пока не отвечают на вопрос о том, идет ли речь о переносе сроков исполнения этих поручений и есть ли вероятность того, что обсуждение этих вопросов выйдет на уровень главы правительства Михаила Мишустина. Как сообщали ранее «Интерфаксу» источники, знакомые с ходом соответствующих обсуждений, вопрос об отмене надбавок на совещании у вице-премьера в середине марта Минэнерго предлагало вынести на уровень премьера. Основным вопросом, связанным с возможностью отмены «дальневосточной» надбавки, был «риторический» вопрос о том, почему потребители первой и второй ценовых зон энергорынка в принципе должны платить за Дальний Восток, отмечал один из собеседников ведомства.
31 марта «Ведомости» сообщили, что крупные промпотребители видят возможность сократить свои расходы на 285-365 млрд рублей к 2026 году, в результате чего ВВП вырастет на 0,9-1,2%. Позиция изложена в письме «Сообщества потребителей энергии» на имя главы Минэнерго Александра Новака от 25 марта. Предложение исходит из разумной оценки рынка, говорит замдиректора сообщества Валерий Дзюбенко: «Это сокращение, которое можно провести без какого-либо ущерба для надёжности энергоснабжения и которое не затрагивает уже действующие проекты и заключенные договоры».
Потребители предлагают уменьшить затраты промышленности за счёт компенсаций из бюджета (88–98 млрд рублей) и сокращения расходов энергокомпаний (197–276 млрд рублей. В частности, 72–92 млрд рублей в год можно сэкономить, отказавшись от завышения прогнозов спроса на мощность и коэффициентов её резервирования. Сейчас избыток мощности в энергосистеме достигает 50–60 ГВт, указано в письме потребителей. Экономию в 30–40 млрд рублей в год, по их мнению, даст сглаживание платежей за мощность для новых гидро- и атомных энергоблоков, если срок поставки увеличить с 20 до 40–45 лет. Кроме того, промышленники предлагают сократить программу поддержки возобновляемых источников энергии после 2024 года, прекратить отбор проектов модернизации ТЭС с 2020 года, а также ограничить финансирование мусороперерабатывающих заводов за счёт энергорынка до уровня 0,65–0,74 млрд рублей в год, а оставшиеся 17–19 млрд переложить на бюджетную систему (70%) и тарифы на сбор и утилизацию отходов (30%). На бюджет можно переложить и другие надбавки, полагают в «Сообществе потребителей энергии». Например, по финансированию инвестпроектов в Крыму и Калининградской области, строительству и модернизации генерирующих объектов на Дальнем Востоке, созданию российских газовых турбин большой мощности. Потребители также призывают отказаться от дифференциации сетевого тарифа. По их подсчётам, это позволит избежать роста конечного тарифа в 2,3 раза за три года и сокращения инвестиций на 40–45 млрд рублей.