Потребители просят кабмин пересчитать параметры модернизации ТЭС

Крупная промышленность просит вице-премьера Юрия Борисова пересмотреть параметры программы модернизации старых ТЭС объёмом 1,9 трлн рублей. Бизнес уверен, что конечные цены на электроэнергию в 2022–2028 годы вырастут вдвое выше инфляции вопреки поручению президента, а «переплата» достигнет 750,6 млрд рублей, написал 28 февраля «Коммерсант». Теперь Минэнерго, ФАС и Минэкономики должны уточнить прогноз роста цен. Но в «Совете рынка» напоминают, что пока программа обходится рынку на 40% дешевле, чем предполагалось.

Департамент промышленности правительства поручил Минэнерго, ФАС и Минэкономики актуализировать расчёт прогнозной динамики цен на электроэнергию на оптовом рынке в сопоставлении с темпами инфляции (письмо есть у «Коммерсанта»). Поручение было дано после обращения «Сообщества потребителей энергии» к вице-премьеру Юрию Борисову (письмо от 28 января). Директор ассоциации Василий Киселёв отмечал в документе, что конечные цены на электроэнергию на оптовом рынке за 2022–2028 годы могут вырасти в 1,3–2 раза выше инфляции, что приведёт к переплате за электроэнергию на сумму около 750,6 млрд рублей за семь лет. Однако в 2017 году президент Владимир Путин поручил, проводя модернизацию станций, обеспечить рост цен не выше инфляции, подчёркивается в письме.

В Минэнерго «прорабатывают вопрос», в ФАС «изучают обращение». В Минэкономики и в аппарате вице-премьера не ответили на запросы.

Программа модернизации старых ТЭС объёмом 1,9 трлн рублей рассчитана на 2022–2031 годы. Уже прошли два отбора проектов – с вводами в 2022–2024 годах (на 125,1 млрд рублей) и с вводом в 2025 году (на 83,4 млрд рублей). Генкомпании будут возвращать инвестиции через повышенные платежи потребителей оптового рынка за мощность.

Для обоснования объёмов и сроков программы модернизации ТЭС использовался прогноз динамики цены на электроэнергию, разработанный Минэнерго в 2018 году. Однако он «утратил актуальность, содержит устаревшие параметры спроса, темпов инфляции», отмечает Василий Киселёв в письме вице-премьеру. Он приводит пример: в прогнозном расчёте Минэнерго учитывало инфляцию в 2019 году на уровне в 4%, но по итогам года она составила 3,05%. Расчёт допустимого увеличения цены строился исходя из прогнозного роста энергопотребления на 0,5% ежегодно, тогда как на практике спрос в 2019 году упал на 0,24% (без учёта ОЭС Востока). Эти факторы ограничивают потенциал для увеличения цены на электроэнергию, говорится в письме.

Также Минэнерго не учло новые платежи в составе конечной цены электроэнергии – например, продление субсидирования сниженных тарифов на Дальнем Востоке на 37,6 млрд рублей в 2020 году, рост надбавки для субсидирования генерации в Калининградской области, а также увеличение квоты правкомиссии по отбору проектов модернизации ТЭС до 2,8 ГВт, перечисляет в письме г-н Киселёв. Кроме того, Минэнерго предлагает введение оплаты резерва сетевой мощности и повышение тарифа ФСК (пока инициативы не приняты).

Глава «Сообщества потребителей энергии» попросил Юрия Борисова поручить Минэнерго актуализировать свой прогноз, а при необходимости представить в правительство предложения по пересмотру параметров программы модернизации ТЭС либо другие инициативы, «направленные на ограничение темпов роста цены электроэнергии».

В «Совете рынка» не согласны с критикой потребителей. По мнению регулятора, долгосрочные прогнозы инфляции (4%) и потребления (0,5%) было бы неправильно корректировать исходя из данных одного года. А инициативы, связанные с пересмотром сетевых тарифов, никак не влияют на прогнозы оптовой составляющей цены. В «Совете рынка» также подчеркнули, что из-за высокой конкуренции на отборах стоимость проектов оказалась ниже, чем ожидалось. «По предварительным оценкам, отборы на 2022–2025 годы, даже с увеличением квоты правительства, составляют всего 35–40% от первоначально учтённой в прогнозе стоимостной нагрузки», – пояснили в регуляторе. В январе глава «Совета рынка» Максим Быстров говорил, что по итогам двух отборов программа модернизации обходится рынку на 800 млрд рублей дешевле прогнозов.

Пересмотр параметров программы модернизации был бы излишним, полагает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала»: «Сложившаяся цена проектов модернизации на прошедших аукционах в три-пять раз ниже первоначальных оценок, а программа возлагает на генераторов обязанность обеспечивать работоспособность отобранных мощностей на 15 лет вперёд, так что интересы потребителей выглядят вполне защищенными».

Коммерсант