«Интер РАО» о возможной покупке «Юнипро»: «Мы смотрим на все активы на рынке»
«Интер РАО», обладатель крупнейшей в российской электроэнергетике «подушки ликвидности», на недавних встречах с инвесторами заявило, что рассматривает потенциальные возможности для сделок M&A. В том числе, компания следит за ситуацией с возможной продажей «Юнипро», рассказали «Интерфаксу» два источника, близкие к участникам встреч.
По информации одного из собеседников агентства, «Интер РАО» в течение полугода ждёт решение Uniper (основной акционер «Юнипро») о возможной продаже российской генерации. О том, что российский энергохолдинг присматривается к «Юнипро», знает также источник «Интерфакса» в одном из федеральных ведомств. Но, по его информации, каких-то конкретных шагов компания пока не предпринимала. Представитель Uniper отказался от комментариев.
Представитель «Интер РАО», отвечая на вопрос «Рассматривает ли компания возможность покупки «Юнипро»?», напомнил, что подход к сделкам M&A будет определяться в рамках новой стратегии, которую компания может принять весной 2020 года. «Мы смотрим на все активы, которые могут добавлять акционерную стоимость», – сказал он.
Основным акционером «Юнипро» является немецкая Uniper с долей 83,73%. Сложности у немецкой компании с российской «дочкой» возникли после того, как финский Fortum стал владельцем почти 50% акций Uniper. Финской Fortum принадлежит 94% акций российского «Фортума», владеющая восемью ТЭС суммарной мощностью чуть более 4,9 ГВт. В состав «Юнипро» входят пять электростанций общей мощностью 11,2 ГВт. Увеличить долю в Uniper выше 50% финской компании мешает российский закон об иностранных инвестициях в стратегические отрасли.
В сентябре глава ФАС Игорь Артемьев сообщал в интервью газете «Коммерсант», что РФ не разрешила Fortum увеличить долю в германской Uniper свыше 49%, так как среди активов Uniper в России есть один водоканал, обладающий статусом стратегического актива.
«Электроэнергетика таким статусом не обладает, но им обладает один водоканал, который входит в периметр приобретаемой компании («Юнипро» – ред.). Пока они не избавятся от этого водоканала, дальше идти нельзя», – говорил Игорь Артемьев.
Весной 2019 года один из акционеров Uniper фонд Knight Vinke (владеет 5% акций) уже потребовал рассмотреть на майском собрании акционеров вопрос о продаже «Юнипро», чтобы решить регуляторную проблему, которая не позволяет Fortum получить контроль в Uniper. Предложение Knight Vinke тогда было отклонено, сообщил «Интерфакс».
Помимо «Юнипро» на рынке сейчас достаточно вариантов, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. «Т Плюс» ведёт переговоры о слиянии с «Газпром энергохолдингом», а значит, рассматривает варианты, En+ заявлял о желании рассмотреть продажу своих угольных электростанций, «Квадра» несколько раз вела переговоры о продаже, есть отдельные активы на продажу в секторе возобновляемой энергетики, миноритарные пакеты во многих генерирующих компаниях, перечисляет он.
По словам г-на Скляра, рынок использует паузу между инвестиционными циклами для консолидации, и «Интер РАО» как обладатель большого количества денежных средств всегда является первым претендентом. Плюс ко всему, на дне инвестора в Сочи в конце 2018 года менеджмент «Интер РАО» заявлял о возможности более агрессивного подхода к зарубежной экспансии, напоминает аналитик.
По данным торгов на Московской бирже 13 сентября рыночная капитализация «Юнипро» составляет 170 млрд рублей, «Интер РАО» стоит 504 млрд рублей.
Согласно последнему отчёту «Интер РАО» по МСФО – за I полугодие 2019 года, на счетах компании скопилось 113 млрд рублей. В то же время топ-менеджмент «Интер РАО» неоднократно заявлял, что компания планирует продолжать выплачивать в виде дивидендов акционерам 25% от чистой прибыли по МСФО. Однако в ходе последней телефонной конференции с аналитиками по итогам I полугодия 2019 года, представители «Интер РАО» допустили уточнения в дивидендной политике, не раскрыв их сути.