«Совет рынка» оценил объём средств, «высвобождающихся» на ОРЭМ до 2035 года, в 2,4 трлн рублей

«Совет рынка» посчитал доступный инвестиционный ресурс на энергорынке, который может быть направлен на новые программы развития энергетики: 2 397 млрд рублей в 2021–2035 гг., а до 2050 года – 11 131 млрд рублей в ценах 2021 года. Об этом говорится в письме регулятора к совещанию о развитии возобновляемой энергетики у вице-премьера Дмитрия Козака 3 сентября. «Ведомости» ознакомились с копией письма, представитель регулятора подтвердил его достоверность.

Речь идёт о деньгах, высвобождающихся после окончания программы строительства ТЭС по договорам предоставления мощности (ДПМ, гарантирует возврат инвестиций через повышенные платежи потребителей в течение 15 лет). С учётом доходности потребители заплатят за неё около 3 трлн рублей. Пик платежей наступит в 2021 году, последние выплаты должны быть в 2026 году. Но после окончания программы потребители вряд ли станут платить меньше. Правительство хочет сохранить высокие платежи, направляя их на другие механизмы развития энергетики. В 2019 году принята программа модернизации ТЭС: к 2031 году обновят 41 ГВт мощностей за 1,9 трлн рублей. Регулятор посчитал, сколько остаётся на другие программы, чтобы рост платежей не превысил инфляцию (это поручил президент Владимир Путин).

По данным «Совета рынка», к 2035 году 920 млрд рублей может быть направлено на строительство АЭС, 284 млрд – на развитие энергетики Дальнего Востока, 198 млрд – на экспериментальные ТЭС для обкатки нового оборудования и 56 млрд – на мусорные ТЭС. К 2050 году эти программы могут подорожать до 2 997 млрд рублей.

Сколько остаётся на строительство станций на возобновляемых источниках, в материалах «Совета рынка» не сказано. Минэнерго предлагало ограничить программу развития ВИЭ 400 млрд рублей. (без учёта доходности генерирующих компаний). Представитель Минэнерго сказал лишь, что стоимость программ поддержки энергетики будет дополнительно уточняться.

На строительство зелёной генерации к 2035 году можно потратить оставшиеся 939 млрд рублей, но придётся учитывать неравномерность распределения средств по годам (в материалах «Совета рынка» инвестиционный ресурс растёт до 2025 года, снижается до 2032 года, а затем снова растёт), считает руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Алексей Хохлов. Поскольку значительная часть средств приходится на период после 2032 году, до этого ввод ВИЭ может снизиться. Он добавил, что придётся «откладывать» средства на 2032 год, когда доступный ресурс мал. Если платежи продолжатся до 2050 года, с учётом снижающихся капитальных затрат на эти деньги можно построить около 10 ГВт зелёных мощностей.

«Совет рынка» с этой оценкой не согласен. Рассчитанный регулятором доступный инвестресурс меняется по годам, а по условиям ДПМ ежегодные платежи поставщику энергии должны быть одинаковыми весь срок действия договора, поэтому в течение 15 лет со старта программы сумма платежей по ней может только расти, пояснил представитель регулятора.

Удержать платежи в пределах инфляции можно, если в 2025–2035 годах направить на ВИЭ до 700 млрд рублей, считает представитель Ассоциации развития возобновляемой энергетики. Но определять инвестиции в ВИЭ по остаточному принципу неправильно, это направление должно быть в приоритете, считает он: «Без масштабных инвестиций в ВИЭ российская энергетика так и останется одной из самых углеродоёмких, от чего рано или поздно пострадает конкурентоспособность российских товаров и услуг».

Это теоретические расчёты, реальный платежеспособный спрос ориентируется на стоимость альтернативы – энергоснабжения от собственного источника, считает представитель Сообщества потребителей энергии: «В большинстве регионов цена электроэнергии уже превысила этот порог, поэтому обсуждать размеры якобы имеющегося инвестресурса бессмысленно».


Ведомости