МЭР и потребители против роста квоты правкомиссии до 2,5 ГВт, расходы оценивают в 51,5 млрд рублей
Потребители ОРЭМ ожидаемо выступили резко против идеи увеличения квоты правительственной комиссии в рамках программы модернизации ТЭС на 2025 год до 2,5 ГВт. В Минэкономразвития также не поддержали инициативу Минэнерго, что, впрочем, может не помешать её утверждению.
Ранее РИА «Новости» со ссылкой на данные «Совета рынка» сообщили, что суммарная квота на 2025 год с учётом неразыгранных объёмов конкурентного отбора мощности на модернизацию (КОММод) на 2022-2024 годы составляет 4,6 ГВт. 19 августа после приёма технических заявок на КОММод-2025 «Системный оператор ЕЭС» заявил, что объём заявок на КОММод-2025 достиг 17,66 ГВт при квоте в 4,14 ГВт. По общему правилу программы модернизации ТЭС, на конкурсную часть должно приходится 85% объёма, 15% – «нерыночная» квота правительственной комиссии по развитию электроэнергетики. 21 августа Минэнерго опубликовало проект постановления правительства, увеличивающего квоту правкомиссии на 2025 год в рамках программы модернизации до 2,5 ГВт (доля правкомиссии в общей квоте вырастет до 37,65%). Из пояснительной записки к документу следует, что увеличение квоты стало возможным благодаря «экономии» средств (~70-80 млрд рублей по сравнению с предельными расчётами) в ходе КОММод на 2022-2024 годы.
В прошлом отборе проекты, попавшие в квоту, оказались в среднем в пять раз дороже прошедших конкурс (35,6 млрд рублей за 1 ГВт против 7,1 млрд рублей). Исходя из этого новые проекты могут стоить 90 млрд рублей, с учётом доходности потребители заплатят за них около 147 млрд рублей, подсчитал для «Ведомостей» директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв. Подобные предложения Минэнерго он называет самоубийственными для энергосистемы: «Промышленные потребители не хотят и не будут их оплачивать, а будут только ещё активнее переходить на собственную генерацию».
На стоимость прошлого отбора повлияли дорогостоящие проекты модернизации «Сибирской генерирующей компании» (33,8 млрд рублей на обновление 345 МВт на Красноярских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 – ред.), напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. Если не учитывать их в расчёте средних капитальных затрат, 2,5 ГВт будут стоить 51,5 млрд рублей, подсчитал он.
Регулятор энергосистемы «Совет рынка» не ожидает существенного роста стоимости модернизации, рассказал газете представитель регулятора. Средний размер капитальных затрат в конкурсном отборе на 2022–2024 годы оказался существенно ниже прогнозных ожиданий, рассуждает он: «Теперь правительственная комиссия в подобной ситуации может увеличить размер отбора в рамках своей квоты».
Минэкономразвития не участвовало в разработке, подготовке и обсуждении инициативы Минэнерго и не поддерживает её, рассказал представитель министерства: «Проекты, отбираемые на неконкурентной основе, будут существенно дороже для потребителей, что подтверждается результатами прошедших отборов».