Кабмин поручил пересчитать возможный объём поддержки ВИЭ за счёт ОРЭМ к 6 августа

«Коммерсант» ознакомился с поручениями вице-премьера Дмитрия Козака по выработке мер поддержки зелёной энергетики в 2025–2035 годах. Документ содержит лишь общую схему нового механизма, учитывающую, что цена выработки зелёной генерации к 2036 году должна сравняться с ценой выработки энергии из традиционных источников. К 6 августа ведомства и ключевые инвесторы в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) должны согласовать объём инвестиций в строительство зелёных электростанций, который, как ранее говорили источники издания, может составить 400 млрд рублей.

Протокол совещания по продлению программы поддержки зелёной генерации на 2025–2035 годы у вице-премьера Дмитрия Козака от 15 июля не содержит конкретики по основному вопросу – размеру новой программы развития ВИЭ. Вице-премьер в очередной раз поручил профильным регуляторам рассчитать этот инвестиционный ресурс, представив результаты до 6 августа. По итогам совещания источники сообщали, что потолок инвестиций может составить 400 млрд рублей до 2035 года, из них до 30 млрд рублей, скорее всего, направят на поддержку мини-ГЭС (до 25 МВт).

Зелёная энергетика в РФ поддерживалась за счёт оптового энергорынка: с инвесторами заключались договоры на поставку мощности (ДПМ), которые гарантировали возврат инвестиций в течение 15 лет с помощью повышенных платежей потребителей. Эта система была запущена в 2013 году. Всего в рамках первой волны ДПМ ВИЭ будет построено 5,4 ГВт солнечной (СЭС), ветряной (ВЭС) генерации и мини-ГЭС. Новая система поддержки ВИЭ после 2024 года пока обсуждается: ключевые игроки сектора, в первую очередь «Роснано», настаивают на продолжении субсидий за счёт энергорынка для строительства не менее 10 ГВт новой зелёной мощности. Конкуренты, собственники тепловой генерации и потребители выступают в основном против новых зелёных станций из-за высоких платежей для новых ВИЭ-проектов. Новая программа будет отличаться переходом на отборы по одноставочному тарифу (включает CAPEX, OPEX и доходность), а не по CAPEX, требованиями к экспорту части продукции, а также к увеличению уровня локализации: для солнечных электростанций он должен составить 100%, для ветрогенерации – 90%.

Согласно протоколу, отборы по новому механизму поддержки будут проходить в 2020–2030 годах с вводом в 2025–2035 годах, соответственно, возвращаться инвестиции будут в течение 15 лет – до 2050 года.

Стоимость выработки ВИЭ-генерации по новому циклу поддержки должна снижаться год к году и в итоге к 2036 году должна сравняться со стоимостью выработки традиционной генерации.

Также по итогам совещания принято решение о введении штрафных санкций при несоблюдении требований уровня локализации: предполагается, что, если он окажется ниже норматива, инвестор будет оштрафован на всю стоимость вырабатываемой мощности, как если бы он её вообще не ввёл.

Средневзвешенная цена выработки на оптовом энергорынке на момент вводов первых энергостроек по новому этапу поддержки в 2025 году прогнозируется на уровне 2,282 тыс. руб. за 1 МВт/ч, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». При этом одноставочная цена выработки СЭС (исходя из итогов отбора 2019 года) будет в 4,2 раза выше средневзвешенной по рынку – 9,613 тыс. руб. за 1 МВт/ч, ВЭС – в 2,6 раза выше, до 5,982 тыс. рублей за 1 МВт/ч.

Коммерсант