МЭР предлагает расширить ДМП ВИЭ ещё на 10 ГВт, тему обсудят у вице-премьера Козака

Минэкономразвития посчитало, что продление механизмов поддержки зелёной генерации в 2025-2035 годах может обойтись оптовому энергорынку в 0,9 трлн рублей. Министерство предлагает отбирать проекты не по капзатратам, а по одноставочной цене электроэнергии. «Совет рынка» в качестве альтернативы хочет снизить нагрузку на рынок через налоговые и кредитные льготы, собственные идеи есть и у Минпромторга.

Минэкономики предлагает поддержать новую программу договоров на поставку мощности (ДПМ) для возобновляемой энергетики (ВИЭ) в объёме не менее 10 ГВт до 2035 года, говорится в письме заместителя министра Михаила Расстригина в Минэнерго и аппарат правительства (документ от 10 июля). После паузы для проведения отборов по модернизации старых ТЭС, правительство возобновляет обсуждение поддержки зелёной генерации. Совещание на эту тему пройдет у вице-премьера Дмитрия Козака на следующей неделе, сообщили в аппарате правительства.

Несколько лет оптовый энергорынок стимулировал развитие зелёной генерации через ДПМ ВИЭ: CAPEX возвращается за счёт повышенных платежей потребителей в течение 15 лет, отборы проектов идут с 2013 года. Конкурсы по первой волне поддержки до 2024 года в объёме 5,4 ГВт завершились летом. Правительство планирует её продлить. Участники рынка настаивают на строительстве не менее 10 ГВт мощности на старых условиях: ДПМ, доходность 12%, возврат инвестиций за 15 лет.

Министерство предлагает через конкурс отбирать проекты ВИЭ не по CAPEX, а по одноставочной цене (LCOE, включают CAPEX, OPEX и доходность), ежегодно снижая потолок тарифа.

Часть оборудования по новым ДПМ ВИЭ инвесторов обяжут поставлять на экспорт, введя понижающие коэффициенты к плате за мощность при невыполнении нормы. Но министерство против ужесточения требований к локализации и выступает за «обоснованные цены ВИЭ за счёт конкурентных механизмов».

В «Совете рынка» тоже предлагают выбирать проекты по одноставочной цене с её постепенным снижением. Но ВИЭ нужно поддерживать не только за счёт оптового энергорынка, считают в ассоциации, учитывая также механизмы льготного кредитования (субсидирование процентных ставок), предоставление налоговых льгот и др.

В Минэнерго предложения «в стадии разработки». Минпромторг поддерживает новую программу в объёме 10 ГВт, но хочет роста локализации до 100% для солнечной генерации, до 90% – для ветрогенерации. На экспорт, по мнению Минпромторга, инвесторы в ВИЭ должны поставлять не менее 10% от ежегодного выпуска с ростом до 30% к 2035 году.

Глава Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев согласен, что рост экспорта оборудования ВИЭ – сектора, который последние десять лет растёт в мире на 17% в год – одна из приоритетных задач. Фиксация экспортных обязательств от 10 до 30% от годовых объёмов выпуска достижима «при условии возможности привлечения льготного экспортного финансирования под такие проекты», полагают в Ассоциацию предприятий солнечной энергетики. Тогда, по оценке ассоциации, объём экспорта оборудования солнечного кластера составит около 1,2 ГВт. В «Роснано» считают, что требования Минпромторга по экспорту и локализации достижимы только при продлении программы в объёме 10 ГВт.

Заместитель директора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко отмечает, что до настоящего момента Минэкономики публично представляло «более взвешенную позицию», учитывающую интересы промышленности и экономики в целом, «предлагая дифференцировать меры поддержки ВИЭ и сокращать нагрузку на бизнес». «Причина кардинальной и скоропостижной перемены в позиции ведомства, особенно с использованием аргументов вне сферы своей компетенции, непонятна»,– говорит Валерий Дзюбенко.

По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», новые ДПМ ВИЭ повысят конечные цены для потребителей на 2–2,5%. Он отмечает, что ЕС, США и Китай двигаются в сторону введения налога на СО2, и если РФ не сможет обеспечить поставки низкоуглеродной энергии российским экспортерам – например, металлургам,– те могут столкнуться с существенными ограничениями со стороны покупателей.

Коммерсант