Кабмин намерен утверждать инвестпрограммы всех сетевых госкомпаний

Правительство решило ужесточить контроль над капитальными расходами сетевых госкомпаний и рассчитывает «заработать» на этом. Оно само будет утверждать их инвестпрограммы – решение разработать такой законопроект было принято на совещании у премьера Дмитрия Медведева 24 января, рассказали федеральный чиновник и человек, знакомый с участниками совещания. После этого, по их словам, будут определены подходы к расчёту дивидендов этих компаний.

Правительство определяет, например, тарифы РЖД, на перекачку газа «Газпромом», нефти и нефтепродуктов – «Транснефтью», на передачу электроэнергии по сетям «Россетей» (устанавливает цены Федеральная антимонопольная служба). Представители государства входят в советы директоров этих компаний, но утверждает государство пока только инвестпрограммы РЖД и «Россетей».

Дать правительству право утверждать инвестпрограммы всех сетевых компаний в октябре 2018 года предлагал министр энергетики Александр Новак. Оно определяет их тарифы и должно решать, сколько им тратить на инвестиции, а сколько – на дивиденды, объяснял он. Методологию разрабатывает Минэкономразвития, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Вице-премьер Дмитрий Козак хочет ограничить дивиденды не только инвестпрограммами, рассказали два чиновника. По их словам, на совещании с Дмитрием Медведевым он предложил не платить дивиденды с прибыли, которую инфраструктурные компании получают от регулируемой государством деятельности, чтобы они направляли эти деньги на финансирование инвестпрограмм.

Представитель г-на Козака это не комментирует. Было ли принято предложение Дмитрия Козака, собеседники не говорят. А пресс-секретарь премьера Олег Осипов лишь подтвердил факт совещания, отказавшись от других комментариев. Не ответили на вопросы представители Минэкономразвития, РЖД, «Газпрома», «Транснефти» и «Россетей». Представитель «Транснефти» осенью говорил, что компания поддерживает инициативу г-на Новака.

В 2019 г. правительство рассчитывает получить от госкомпаний почти 590 млрд рублей дивидендов, ещё 626 млрд – в 2020 году, а к 2021 году их сумма должна увеличиться до 675 млрд. Исходя из прежних бюджетных циклов есть риск, что государство получит на 70% меньше дивидендов, предупреждал в октябре председатель Счётной палаты Алексей Кудрин.

По итогам 2017 гоода 50% от чистой прибыли по МСФО заплатили все крупные госкомпании, кроме «Газпрома», который отдал лишь 26% прибыли по МСФО – около 190 млрд рублей. Компания объясняла это большой инвестпрограммой: сейчас она достраивает трубопроводы «Сила Сибири», «Турецкий поток» и «Северный поток – 2». Не сумев получить дополнительные дивиденды от «Газпрома», государство наверстывало упущенное, повышая для компании НДПИ на газ.

В 2018 году инвестпрограмма «Газпрома» была рекордной – 1,5 трлн рублей. Но даже после завершения крупных строек она не будет ниже 1 трлн рублей, говорил зампред правления «Газпрома» Андрей Круглов: на 2019 год запланированы инвестиции в 1,326 трлн рублей, на 2020 и 2021 года – 1,065 трлн и 1,251 трлн соответственно. Инвестпрограмма РЖД на 2018 год составляла 550 млрд рублей, «Россетей» – 240 млрд, «Транснефти» – 342 млрд.

«Согласовывать инвестпрограмму можно по-разному: одно дело, когда приходится защищать и обосновывать каждую существенную строчку расходов, и совсем другое, когда просто согласовывается общая сумма», – говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Вряд ли инициатива повлияет на работу госкомпаний, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: «Правительство и раньше могло контролировать инвестпрограмму «Газпрома» как основной акционер. Да и сам «Газпром» планирует существенно сократить её после завершения основных проектов, замечает он. Показателем эффективности новой процедуры будет сокращение инвестпрограмм по сравнению с планами, говорит г-н Маринченко. «Если расходы снизятся, то компании смогут увеличить дивидендные выплаты, это может положительно повлиять на их капитализацию. Но такие действия снизят автономию госкомпаний», – рассуждает он.

Ведомости