МЭР подготовило проект о соцнорме, но в Минэнерго его больше не поддерживают

«Коммерсант» узнал детали схемы введения соцнормы потребления электроэнергии для населения, которую предлагает Минэкономики: платить по базовому тарифу за 300 кВт/ч в месяц, по повышенному – за 300–500 кВт/ч и по экономически обоснованному – за потребление более 500 кВт/ч. К 2033 году должны быть постепенно отменены льготы владельцев электроплит и сельского населения, но для домов, не подключенных к теплоснабжению, лимиты установят гораздо выше. Но в правительстве всё же опасаются социального взрыва из-за введения нормы: её больше не поддерживают в Минэнерго, а в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака обещают принять решение «с учётом реальных доходов населения».

Разработка предложений шла в рамках планов правительства по борьбе с перекрёстным субсидированием в энергетике, Минэкономики работало в рамках поручения вице-премьера Дмитрия Козака от 19 сентября 2018 года. По данным газеты, их обсудят 23 января на совещании у вице-премьера.

Схема реанимирует замороженный в 2014 году проект соцнормы. Как рассказал источник, знакомый с новым вариантом, предлагается дифференциация тарифов для населения – до 300 кВт/ч в месяц будет оплачиваться по базовому (текущему) тарифу, свыше 300 кВт/ч – по повышенному, а более 500 кВт/ч – уже по экономически обоснованному. Потребление фиксируется на лицевой счёт, не на человека.

Для ряда регионов границы повысят до 500 кВт/ч и 700 кВт/ч в месяц (возможно, речь идёт о северных районах). Также льготный режим могут получить потребители, не подключенные к сетям теплоснабжения (такие домохозяйства используют электричество для отопления). Речь может идти о держателях электрокотлов (например, садовые и дачные кооперативы и т. д.). Границы дифференциации для них устанавливаются на уровне 3300 кВт/ч и 3500 кВт/ч в месяц, в ряде регионов – 3500 кВт/ч и 3700 кВт/ч в месяц. В то же время Минэкономики хочет с 2020 до 2033 года плавно сократить льготы для горожан, пользующихся электроплитами, и сельского населения. Сейчас для них установлен коэффициент 0,7 (разницу оплачивают крупные потребители). Министерство предлагает убирать коэффициент в течение 15 лет.

В аппарате Дмитрия Козака подтвердили назначение совещания, отметив, что никто не сомневается в необходимости поэтапной расшивки «перекрёстки» в энергетике и устранения изъянов регулирования, «когда владельцы загородных дворцов платят как пенсионеры в садовом товариществе, потребляя в десятки раз больше». Предложения ведомств по борьбе с перекрёстным субсидированием будут рассматриваться в контексте их социально-экономических последствий, финансового эффекта для различных категорий населения в условиях роста фискальной нагрузки, пояснили там. У правительства нет задачи одномоментно решить все застарелые проблемы отрасли за счёт потребителей, подчеркнули в аппарате вице-премьера, будут приняты сбалансированные решения с учётом мониторинга стоимости других товаров и услуг и роста реальных доходов граждан.

Вместе с тем Минэнерго пересмотрело позицию по дифференциации тарифов для населения, следует из письма первого замминистра Алексея Текслера в Минэкономики от 17 декабря 2018 года. Ушедший в отставку в прошлом ноябре замминистра Вячеслав Кравченко в целом поддерживал соцнорму. Но, по мнению г-на Текслера, сейчас дифференциация тарифов приведёт к значительным социально-экономическим последствиям, может вызвать рост финансовой нагрузки на граждан, которая увеличивается из-за ряда фискальных решений, включая рост НДС, налогообложение самозанятых, индексацию тарифов ЖКХ. Алексей Текслер отмечает, что граждане жалуются на обсуждаемую норму, опасаясь, что она усилит социальное расслоение, затруднит электроотопление в негазифицированных населённых пунктах и увеличит расходы на электроплиты. По его мнению, расшивать перекрёстное субсидирование нужно через другие тарифные механизмы.


В Минэнерго уточнили, что формируют позицию и выскажут её на совещании. В ФАС от комментариев отказались, в Минэкономики не ответили. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что «льгота на электроэнергию обманчива, поскольку оборачивается для людей удорожанием товаров и услуг», и переход к экономически обоснованным тарифам – «движение в правильном направлении».

Наталья Порохова из АКРА отмечает, что в среднем домохозяйства потребляют до 200 кВт/ч в месяц, большинство должны уложиться в соцнорму: чтобы лицевой счёт в месяц превышал 300 кВт/ч, в квартире должно проживать четверо, более 500 кВт/ч – шестеро. Внедрение нормы – риск для домохозяйств, где проживает много людей или электроэнергия используется для отопления, считает эксперт, в среднем тариф для диапазона 300–500 кВт/ч может вырасти в полтора раза, более 500 кВт/ч – вдвое. Г-жа Порохова отмечает, что льгота для электроплит – рудимент времён СССР, «когда электроплита была единственным энергоёмким электроприбором». Но с сельскими поселениями ситуация сложнее, считает она: «Это разумная форма поддержки, хотя, конечно, есть и загородные дома с бассейнами». Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов считает, что предлагаемые лимиты «вполне разумны в качестве первого шага»: большинство населения это почти не затронет, а люди с достатком будут платить больше.

Коммерсант