ФАС и МЭР согласовали законопроект по тарифной политике
Два ключевых ведомства, курирующие тарифную госполитику в РФ, – ФАС и Минэкономики – объединили свои законопроекты по теме и внесут их в правительство совместно, подтвердили в обоих органах власти. Это должно было произойти до конца 2018 года, но работу тормозили возражения участников рынка. Их не устраивало ни вмешательство ФАС в отраслевые регламенты, ни идея Минэкономики оплачивать подключение к сетям новых проектов за счёт персональной инвестнадбавки: непрозрачность её расчёта не позволила бы реализовать многие инвестпроекты. Согласованный проект сохранил последнюю норму, но обещает установить порядок расчёта инвестнадбавки актом правительства: это может решить проблему, одновременно расширив полномочия Белого дома в согласовании инвестпрограмм госмонополий.
Минэкономики и ФАС договорились совместно вносить в Белый дом законопроект о тарифном регулировании – по инициативе Минэкономики в него включён принцип «плати или не строй», при котором расширение сетей под новые мощности предполагается оплачивать за счёт инвестиционной тарифной надбавки для конкретного инвестора, а не для всей отрасли в целом. «Новый проект ФАС включил все предложения, которые были отражены в законопроекте министерства, и поэтому Минэкономики готово его поддержать», – заявил представитель ведомства. В ФАС также подтвердили, что «совместно с Минэкономики доработали законопроект» и вместе внесут его в Белый дом.
Новый законопроект о тарифах, разработанный ФАС, вызвал возражения рынков и ведомств и был внесён службой в правительство 8 ноября с разногласиями. Позже Минэкономики сильно переработало проект службы, исходя из того, что тарифы должны обеспечивать только операционную деятельность госмонополий, поддержку инфраструктуры, социально значимые инвестиции и прибыльность активов на уровне 1–5%. По идее Минэкономики коммерческие проекты должны компенсировать сетям стоимость своего подключения, а при наличии у них социальной значимости – получать господдержку, но не увеличивать нагрузку на потребителей. Против этой нормы выступили потребители энергии – сектор уже пробовал реализовать такой подход, но выяснилось, что инвестнадбавка является неподъёмной для многих инвестпроектов и формируется непрозрачно.
В результате в последнюю версию законопроекта министерство и ФАС включили компромиссный пункт, дающий Белому дому возможность учесть эти возражения. По нему инвестрасходы в интересах конкретных потребителей по-прежнему «не подлежат включению в состав необходимой валовой выручки регулируемого субъекта, формируемой для целей установления тарифов», но «такие инвестрасходы компенсируются регулируемому субъекту в составе платы за подключение в порядке, установленном правительством». Де-факто это даст правительству возможность оказывать точечную господдержку проектам, в которых оно заинтересовано. «Это гибкость для правительства в определении как механизмов компенсации, так и источников. В том числе учтём пожелания энергетиков», – подтвердил представитель Минэкономики. «Речь идёт о компенсации расходов на проекты развития, связанные с расширением и строительством инфраструктуры в пользу конкретных заявителей. Это капвложения в основные фонды, подстанции, провода, рельсы, трубы и т. п.», – поясняет собеседник.
Таким образом проблема непрозрачности формирования платы за технологическое присоединение, на которую раньше жаловались энергопотребители, выносится из периметра тарифного регулирования – теперь адекватность такой платы будет зависеть от порядка её расчёта, который только предстоит определить Белому дому. При этом де-факто правительство несколько расширит свои полномочия по контролю инвестпрограмм МРСК – пока в отрасли действует правило «старые потребители платят за присоединение новых», в рамках которого размер тарифных надбавок урегулируется на региональном уровне.
В остальном последняя версия «тарифного» законопроекта является компиляцией разработок ФАС и Минэкономики – документ констатирует, что его целью является «защита интересов потребителей» госмонополий и обеспечение доступности их услуг, развитие конкуренции и обеспечение стабильности инфраструктуры. Приоритетным методом расчёта тарифов, которые должны быть долгосрочными (не менее пяти лет), объявлен метод сравнительного анализа (эталонных расходов), и только при невозможности применения этого метода допускаются метод индексации, метод экономически обоснованных расходов и метод доходности инвестиционного капитала – причём последние «применяются при невозможности применения метода индексации в случаях и порядке, определяемых правительством». Де-факто это даёт старт тарифной реформе, ради которой ФАС и были переданы полномочия ФСТ.