Минэнерго начало разработку новой спецнадбавки для модернизации ТЭС в ДФО

Минэнерго предложило создать ещё одну инвестнадбавку к цене на мощность на оптовом энергорынке – теперь для финансирования модернизации старых ТЭС «РусГидро» на Дальнем Востоке. Ведомство начнет разработку проекта постановления правительства, следует из уведомления на regulation.gov.ru. Предполагается, что такая схема будет лишь частично покрывать инвестиции в модернизацию, за энергостройки будут платить и потребители Дальнего Востока, но в каком объёме – не раскрывается. Минэнерго рассчитывает, что документ вступит в силу в июле 2019 года.

Энергетика Дальнего Востока страдает от хронического недофинансирования: регион не был затронут реформой РАО ЕЭС, и генерация тут до сих пор работает по тарифу, которого не хватает на инвестиции. Введение спецнадбавки – предсказуемый вариант финансирования модернизации старых мощностей ДФО. На Дальнем Востоке уже есть аналогичная субсидия за счёт энергорынка, которая занижает энерготарифы в регионе и введена с 2017 года. Ещё в октябре министр энергетики Александр Новак говорил, что под модернизацию 1,3 ГВт ТЭС в ДФО и неценовых (тарифных) зонах оптового рынка зарезервировано до 152 млрд рублей. Он уточнял, что там объекты для модернизации будет отбирать правкомиссия по электроэнергетике. «РусГидро» также говорило о планах строительства блоков на Артемовской ТЭЦ-2, Хабаровской ТЭЦ-4 и второй очереди Якутской ГРЭС-2, а также о замещении старых мощностей Владивостокской ТЭЦ-2 и Комсомольской ТЭЦ-2.

Минэкономики предлагало альтернативный механизм – конкурсный отбор инвесторов для обновления и строительства генерации на Дальнем Востоке. В министерстве полагали, что включать ДФО в механизм модернизации нужно с условием создания здесь третьей ценовой зоны оптового рынка или присоединения к уже существующей второй (Сибирь). Но идея не нашла широкой поддержки.

В Минэнерго подтвердили, что инвестор – получатель надбавки будет назначаться правкомиссией. В рамках программы модернизации в ДФО поддержку могут получить до шести проектов, предельный объём инвестиций – 200 млрд рублей, совокупные расходы будут учитываться в рамках инфляционного роста (президент требовал удержать рост тарифов при инвестициях в модернизацию в рамках инфляции). В Минэнерго добавили, что альтернативой инвестнадбавки могут стать бюджетные источники, а также уже введённая надбавка к цене на мощность, понижающая тарифы в ДФО. В министерстве считают, что из-за отсутствия конкуренции полноценные конкурсы по программе модернизации в ДФО невозможны. Кроме того, уровни CAPEX и OPEX, а также тарифы на электричество и тепло здесь существенно отличаются от ценовых зон рынка, поэтому ценовые заявки на модернизацию ТЭС могут быть несопоставимы. В Минэкономики и «РусГидро» на запрос не ответили.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитал» отмечает, что надбавки и другие фиксированные платежи на энергорынке на пике в 2021 году будут составлять 43% от выручки генкомпаний. «Поэтому предложения по источникам возврата для дальневосточных энергопроектов – лишь очередной шаг ручной настройки системы в противовес рыночным механизмам», – считает аналитик. Но для «РусГидро», по мнению г-на Скляра, проект революционный: правительство фактически признаёт, что инвестиции на Дальнем Востоке глубоко убыточны для компании, и пытается поставить её деятельность на более рыночные рельсы.

Коммерсант