Минпромторг предлагает привязать поддержку ВИЭ к объёму экспорта оборудования

Минпромторг поддерживает продление поддержки зелёной энергетики до 2035 года, следует из письма замминистра Василия Осьмакова вице-премьеру Дмитрию Козаку от 25 октября. Это ответ на поручения вице-премьера после совещания 15 октября, которые представляют собой своего рода дорожную карту формирования новых механизмов стимулирования ВИЭ в России. В список одобренных г-ном Козаком мер вошли повышение локализации, привязка поддержки к экспорту оборудования, отбор проектов ВИЭ по единой одноставочной цене на электроэнергию вместо нынешнего принципа отбора по минимальным капзатратам и т. д. Текущий дорогостоящий и критикуемый участниками энергорынка механизм поддержки по договорам на поставку мощности (ДПМ) не упоминался.

Г-н Осьмаков выступил за сохранение текущей доходности для зелёных проектов (12%) и поэтапный рост локализации – до 100% для солнечных (СЭС) и до 90% для ветровых (ВЭС) станций. Основное оборудование должно соответствовать 719-му постановлению правительства (определяет принципы признания техники российской). По расчётам Минпромторга, уже построенные заводы к 2024 году смогут дать вводы до 1,4 ГВт ВИЭ в год. Для стимулирования эффективности и выхода на экспортные рынки внутренний спрос должен составлять от 65%, то есть в 2025–2035 годах в РФ надо построить не менее 10 ГВт зелёной генерации. Василий Осьмаков предложил привязать поддержку ВИЭ к экспорту: разрешить инвесторам закупать оборудование только у тех отечественных заводов, которые выполняют квоту по экспорту – сначала 10% от произведенного оборудования, потом 30–40%. Поддержка экспорта может идти через «разрабатываемые механизмы» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».

Участие в экспортном нацпроекте позволит инвесторам получить доступ к широкой линейке механизмов поддержки, пояснил Василий Осьмаков. Это компенсация части затрат на экспортно ориентированные НИОКР, поддержка сертификации на внешних рынках, создание систем послепродажного обслуживания, производства и реализации пилотных партий продукции. Портфель механизмов поддержки должен быть готов в 2019 году.

В Минэнерго пока предложений Минпромторга не видели. Сами инвесторы в ВИЭ осторожно оценивают перспективы экспорта. «Пока никто особо не понимает, что представляет собой экспортный нацпроект, кроме набора целевых показателей», – говорит источник в отрасли. По его словам, это будет иметь смысл для компаний, если им будут предложены госсубсидии или льготные ставки по кредитам. Управляющий директор УК «Роснано» Тимур Котляр заметил, что в проектах компании указанные показатели могут быть достигнуты при продлении программы ДПМ ВИЭ в 2025–2035 годах в объёме не менее 10 ГВт («Роснано» – один из наиболее активных лоббистов сохранения действующей схемы поддержки). В «Хевел» (СП «Реновы» Виктора Вексельберга и «Роснано», инвестор СЭС) поддерживают «разумное увеличение доли локализации».

При этом источник на рынке говорит, что в договорах российских инвесторов с зарубежными технологическими партнёрами о переносе производств в РФ часто стоит ограничение на экспортные рынки. Например, по данным собеседника, в контракте «Роснано» с датской Vestas (оборудование для ВЭС) поставки могут идти только в СНГ. В «Роснано» отказались комментировать условия договора.

В качестве перспективных направлений экспорта Василий Осьмаков упоминает страны СНГ и ЮВА, Ближний Восток, Африку. Старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко отметил Азию, Ближний Восток и Африку. По его словам, для локализации в 65–70% по действующей программе ДПМ ВИЭ в производство оборудования вложено около 40 млрд рублей, на пике в 2021 году будет введено около 1 ГВт. Квоты ВИЭ по новой программе, скорее всего, также составят около 1 ГВт в год, считает эксперт, и для локализации на 90–100% «нужны 15–25 млрд рублей инвестиций без учёта строительства избыточных производств конкурирующими игроками».

Коммерсант