Программы поддержки МТЭС и ВИЭ могут разделить
Вице-премьер Дмитрий Козак сформировал ряд поручений ведомствам, а также «Роснано» и «Росатому» (ключевые инвесторы в ВИЭ), которые должны к 20 ноября представить согласованные позиции по механизму дальнейшей поддержки зелёной генерации в 2025–2035 годах, говорится в протоколе совещания от 15 октября. Документ содержит аналог «дорожной карты» мер, которые включают привязку поддержки к экспорту через нацпроект «Международная кооперация и экспорт», переход на отбор проектов по единой одноставочной цене выработки (LCOE, сейчас проекты отбирают по капзатратам), поэтапное повышение локализации, снижение стоимости кредитов и налоговой нагрузки. При этом действующие сейчас договоры на поставку мощности (ДПМ) ВИЭ, возвращающие инвестиции за счёт повышенных платежей за мощность и критикуемые многими, в протоколе не упоминаются.
Среди новых идей внесено требование отделить программу развития «настоящих» ВИЭ от мусоросжигающих ТЭС (МТЭС). В систему ВИЭ мусоросжигание внесли с 2017 года, и оно получило часть зелёных квот, чем были недовольны инвесторы ветровых (ВЭС) и солнечных (СЭС) станций. Источник в правительстве говорит, что поддержка МТЭС будет происходить по другой квоте, но как может выглядеть механизм – неясно. «Waste-to-energy во многих странах – это в первую очередь утилизация мусора после сортировки и только затем энергия», – отмечает собеседник в отрасли.
В «РТ-Инвесте» (инвестор МТЭС, аффилирован с «Ростехом») отметили, что генерация на основе отходов на этапе становления, фонд заключил первые ДПМ на пять ТЭС только в 2017 году. «Выведение в отдельную квоту может существенно притормозить как развитие отрасли переработки отходов, так и ВИЭ в целом», – считают в компании, добавляя, что в мире МТЭС относятся к зелёной генерации. «Текущая конфигурация учитывает интересы бизнеса и энергорынка, создает комфортные условия и не требует трансформации», – считают в «РТ-Инвесте».
В поручениях вице-премьера содержится и возможное перераспределение невыбранной квоты малых ГЭС (до 25 МВт) в пользу СЭС и ВЭС. ГЭС мало интересовали инвесторов, из квоты в 390 МВт выбрано только 160 МВт. Глава Ассоциации предприятий солнечной энергетики Антон Усачёв считает, что перенести логично не квоты, а объём финансовой поддержки этой генерации, так как CAPEX в солнечной энергетике на последних отборах ниже, чем у малых ГЭС, в 2,2 раза. По его оценке, перераспределение 230 МВт МГЭС добавит СЭС 490–635 МВт.
Дмитрий Козак также поручил до 20 ноября представить предложения по снижению пошлин и обнулению НДС для импорта компонентов для ВЭС. Речь идёт об их включении в перечень оборудования, аналогов которого в РФ не производится (это обнуляет НДС), и в список товаров для «переработки для внутреннего потребления». Как пояснил управляющий директор УК «Роснано» Тимур Котляр, сейчас на ввоз ВЭС в сборе стоит нулевая пошлина, на компоненты – 0–10%. Для поддержки создаваемых в РФ заводов по производству комплектующих для ВЭС предлагается дать для компонентов режим переработки на таможенной территории, говорит топ-менеджер, «это позволит при условии выпуска конечной установки обнулить пошлины на компоненты, не производимые в РФ». Как пример он привел выпуск оптоволоконных кабелей, само оптоволокно для которых производится одним из заводов «Роснано», а целый ряд других элементов импортируется. Правительство на два года включило режим переработки для ввоза компонентов с уплатой обнулённых пошлин на готовый кабель. Тимур Котляр уточнил, что введение режима не требует согласования с ЕЭК.
По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», эффект от снижения пошлин и обнуления НДС для компонентов ВЭС может на 10% снизить стоимость оборудования, а полная компенсация ставки по кредитам может снизить цену зелёной энергии на 25%, обнуление налога на прибыль –ещё на 10%.