МЭР настаивает на создании конкурентных условий при модернизации ТЭС в ДФО

Минэкономики вновь предлагает изменить основной принцип устройства энергетики Дальнего Востока, предлагая отказаться от снижения цен в регионе за счёт остального рынка и развивать местную энергосистему через конкурсные отборы инвесторов. Это призвано разрушить монополию «РусГидро» и создать на Дальнем Востоке полноценный энергорынок. Зайти в регион уже готов подконтрольный «Ростеху» «Технопромэкспорт» (ТПЭ). Интерес может быть и у других инвесторов, но участники рынка не понимают, каким может быть механизм привлечения новых игроков на фоне существующей монополии.

Минэкономразвития предлагает ввести конкурсный отбор инвесторов для строительства новой генерации на Дальнем Востоке (ДФО). Соответствующее предложение содержится письме замминистра экономики Михаила Расстригина в Минэнерго от 27 июня. Речь идёт о проектах замещения отработавших энергоблоков на Артемовской и Хабаровской ТЭЦ, а также Якутской ГРЭС в целом почти на 110 млрд рублей. Эти стройки для участия в программе модернизации старых ТЭС (1,35 трлн рублей до 2030 года, до 316 млрд рублей может уйти в ДФО) представляла «РусГидро» (управляет энергетикой региона). Включать ДФО в механизм модернизации нужно с привязкой к созданию в регионе третьей ценовой зоны оптового энергорынка или присоединению округа к существующей (первая — европейская часть РФ и Урал, вторая — Сибирь), считает чиновник, а проекты могут быть интересны частным инвесторам, в том числе иностранным.

Предложение Минэкономики резко отличается от нынешней энергополитики государства на Дальнем Востоке. В ходе реформы РАО ЕЭС энергетика ДФО не была отнесена к оптовому рынку. В итоге контроль почти во всех региональных энергокомпаниях получило «РусГидро», а система до сих пор работает по тарифам. Главной проблемой остается отсутствие механизмов возврата инвестиций, все новые стройки в ДФО проходили через долгие процедуры поиска источника средств.

При этом в ДФО сложились тарифные перекосы. В части регионов (Якутия, Камчатка, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский АО) цены выше среднероссийских, и для их снижения в 2017–2020 годах действует надбавка для оптового энергорынка ориентировочным объемом 96 млрд рублей. Сейчас в Госдуму внесён проект о продлении «дальневосточной надбавки» до 2030 года. В других регионах (Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская АО) тарифы ниже среднероссийских.

В Минэкономики считают, что финансирование можно получить, подняв сниженные тарифы до базового уровня. Министерство предлагает проводить конкурсные процедуры по аналогии с ценовыми зонами – через отбор мощности новой генерации (закрывает дефицитные точки в энергосистеме, проводился для Сакской ТЭЦ в Крыму и ТЭС «Ударная» в Тамани). В итоге в ДФО может появиться «достаточный уровень рыночной концентрации поставщиков». Минэнерго, напротив, предлагало напрямую выделять средства «РусГидро» через ещё одну инвестнадбавку к цене оптового рынка. В «РусГидро» от комментариев отказались, в Минэкономики на запрос не ответили. В «Совете рынка» считают, что для ДФО нужен «отдельный механизм принятия решений о модернизации». Заместитель главы «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко считает идею Минэкономики «скорее декоративной», поскольку она «не меняет нерыночной сути межтерриториального субсидирования».

Однако и Минэнерго, и Минэкономики выступают против продления нынешнего механизма целевой надбавки для ДФО. В частности, Михаил Расстригин указывает на отсутствие оценки положительных мультипликативных эффектов на ВРП региона. В Минвостокразвития полагают, что продление механизма создаст в ДФО привлекательные условия для промышленности, новые предприятия увеличат энергопотребление, что снизит удельные издержки энергетиков и, соответственно, потребности в перекрестном субсидировании.

Основной вопрос – кому из инвесторов могут быть интересны проекты в ДФО. В «Технопромэкспорте» (подконтролен «Ростеху») заявили, что готовы принять участие. В «Газпром энергохолдинге» ещё изучают концепцию модернизации. Глава «Интер РАО» Борис Ковальчук в конце мая говорил, что при достаточном NPV компании может быть интересно участие в модернизации в ДФО. В «Фортуме» считают, что для привлечения инвесторов в регионе нужно создать третью ценовую зону: «Без понятных ценовых сигналов участники рынка не могут принимать взвешенные решения».

Потенциальный интерес может быть и у владельца СУЭК, Сибирской генерирующей компании и «Еврохима» Андрея Мельниченко. Он считается бенефициаром AIM Capital SE, владеющей 40,38% «Дальневосточной энергетической компании» (ДЭК), контроль в которой у «РусГидро». Как утверждают источники, неофициально представители бизнесмена не раз заявляли о его желании выйти из ДЭК, обменяв пакет на часть активов с их включением в программу модернизации. Представитель Андрея Мельниченко «не комментирует слухи». Также интерес может быть у японской Mitsui, говорит один из собеседников на рынке (связаться с компанией не удалось).

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что, хотя проекты модернизации в РФ и обладают одной из самых высоких доходностей в энергетике в мире (предварительно 14%), есть ряд сложностей. Среди них – обеспечение реального спроса на энергию объекта, если это снизит загрузку генерации «РусГидро», и механизм гарантии тарифа, если субсидия для него идёт через административно назначенную надбавку. Также важно понять, замечает аналитик, стоит ли предоставлять дополнительную доходность этим проектам по сравнению с общей программой и как обеспечить конкурентоспособность заявок сторонних компаний, если для «РусГидро» любая доходность выше нуля лучше отсутствия такой доходности в инвестпрограмме сейчас.

Коммерсант