«Русал» вновь предложил поправить правила ОРЭМ для своей поддержки
«Русал» предлагает установить энергоёмким предприятиям отдельные правила регулирования тарифов на электроэнергию, сообщил директор компании по работе с естественными монополиями Максим Балашов.
«Для нас тема энергетики очень важна, таких, (потребителей – ред.) как мы, немного. Мы предлагаем правительству такие предприятия, у кого технологические процессы требуют большого потребления электроэнергии, выделить в отдельную категорию и для них установить отдельные правила. Ту же самую позицию поддерживает председатель комитета по энергетике Госдумы», – сказал Максим Балашов.
Он пояснил, что под энергоёмкими потребителями понимаются те, у кого, например, в себестоимости конечной продукции расход электроэнергии занимает около 25%, как у самого «Русала». По данному вопросу компания обращалась в Минэнерго РФ.
«В Минэнерго наши предложения уже несколько лет лежат без ответа, хотя мы предлагали критерии и сроки, и порядок определения, и учёта затрат в балансе», — отметил Балашов.
По его словам, для энергоемких потребителей должны быть установлены отдельные правила регулирования. «Чтобы те экономические затраты, которые в киловатт-час включаются, в том же объёме к нам и попадали… Все надбавки к тарифу, которые имеют явный нерыночный характер, мы предлагаем убрать», – пояснил топ–менеджер «Русала».
Кроме того, «Русал» предлагает ввести социальную норму потребления электроэнергии, в рамках которой тариф будет ниже, по всей России, сообщил Максим Балашов.
«Мы считаем, что правительству необходимо принять решение по социальной норме. Будет правильно, чтобы с 1 января следующего года была введена эта социальная норма потребления по всей территории РФ, как это и предполагалось изначально в 2012 году», – сказал он.
Сейчас социальная норма электропотребления действует в шести регионах.
«Это нужно вводить повсеместно, для того, чтобы реально помогать именно тем, кто нуждается. Тех, у кого высокие доходы, кому принадлежат коттеджи, сауны — бани, т.е. потребление энергии превышает среднее, либо категории, которые приравнены к гражданам, такие как гаражно-строительные кооперативы, в которых работают автосервисы, автомойки, расцветает «майнинг криптовалют» очевидно, что субсидировать не нужно», — добавил он.
По его словам, таким образом, защитив категории потребителей среди населения, которые в этом реально нуждаются, дальше можно двигаться по пути сокращения субсидирования.
Соцнорма была введена в 2013 году. Регионы могут утвердить свой объём социальной нормы энергопотребления. Соцнорма применяется при расчётах населения за электроэнергию. Региональные власти устанавливают некий базовый уровень потребления в месяц, тариф для которого ниже. Электроэнергия, потребленная сверх этого уровня, оплачивается по более высокому тарифу.
Пока промышленные предприятия в рамках перекрёстного субсидирования оплачивают в тарифе за население страны 229 млрд рублей, сообщил Максим Балашов.
«На сегодняшний день у нас объём перекрёстного субсидирования в тарифе составляет 229 млрд рублей, цифры зафиксированы по каждому региону. Это в объёме платежей, которые собираются в год. То есть в год вся промышленность собирает 229 млрд рублей и отдаёт в разных регионах населению, сокращая их платежи», – сказал Максим Балашов, заметив, что объём перекрестного субсидирования в регионах разный.
Один из самых распространенных видов «перекрёстки» сводится к тому, кто крупным (промышленным) потребителям при оплате электроэнергии приходится доплачивать за население.
Проблемой снижения перекрестного субсидирования в электроэнергетике Минэнерго занимается не один год. В мае 2017 года министерство энергетики оценивало объём перекрёстного субсидирования в электросетевом комплексе РФ в 368 млрд рублей, поясняя, что к 2022 году он может достигнуть 417 млрд рублей.
При этом «Русал» из-за эффекта перекрёстного субсидирования ежегодно переплачивает за электроэнергию в Иркутской области 3 млрд рублей, сообщил топ-менеджер «Русала»
«В Иркутской области население платит за электроэнергию 1 рубль (за кВт/ч – ред.)… Эта область для нас важна, с учетом того, что мы обеспечиваем там около 60-70% электропотребления… а весь объём перекрёстного субсидирования лежит на плечах потребителей. В отдельном регионе, в Иркутске, мы должны платить 3 млрд рублей ежегодно без какого-либо понимания эффектов, которые могут быть от таких переплат. Это вызывает много вопросов», – заявил Максим Балашов.
Отмена перекрёстного субсидирования в электроэнергетике в 80% регионов России в течение пяти лет при повышении цены на электроэнергию дополнительно на 7-8% в объёме сверх социальной нормы потребления увеличит рост экономики, полагают в «Русале».
«80% регионов могут ликвидировать перекрёстное субсидирование на своей территории в течение пяти лет равномерно, по 20% в год. С учётом прогнозов Минэкономики социально-экономического развития, понимаем, что это дополнительно 7-8% роста тарифа для социально обеспеченных слоев населения, это вполне приемлемые цифры (рост тарифов – ред.)», – сказал Максим Балашов.
Он подчеркнул, что эта мера возможна только после введения социальной нормы потребления электроэнергии. Он также отметил, что, по расчётам Высшей школы экономики (ВШЭ), «сдерживание роста тарифов на электроэнергию для промышленников на 1% дает 0,2% роста ВВП».