Источники: «Минэнерго согласовало параметры модернизационной программы»
«Коммерсант» познакомился с разработанным Минэнерго проектом программы модернизации старых ТЭС стоимостью от 1,35 трлн рублей, которую ведомство Александра Новака обещает опубликовать четвёртую неделю подряд. Ежегодно планируется обновлять до 4 ГВт мощности, требуется установка 90% российского оборудования, норма доходности – 14%. Параллельно Минэнерго намерено на 20% доиндексировать цену «старой» мощности к 2025 году, что даст дополнительный источник доходов генерации.
Первый отбор проектов модернизации ТЭС должен пройти уже до 1 ноября с началом поставки мощности в 2022–2024 годах, ежегодная квота составит 3,2 ГВт для европейской части РФ и 0,8 ГВт для Сибири, следует из подготовленного Минэнерго проекта постановления правительства. Министерство долго согласовывало параметры с генкомпаниями (последнее совещание прошло у замминистра Вячеслава Кравченко 31 мая). В Министерстве сообщили, что документ будет опубликован «в ближайшее время» (вероятнее всего, на этой неделе).
Речь идёт о программе, в целом одобренной президентом в ноябре 2017 года, её объём был оценён в 1,35 трлн рублей, но затем вырос до 3,5 трлн рублей до 2035 года (с АЭС, зелёной энергетикой, удалёнными районами и т. д.). На программу пойдут повышенные платежи рынка за новые блоки, «высвобождающиеся» с 2020-х годов. Ранее Минэнерго предлагало дополнительно направить на модернизацию 786 млрд рублей за счёт роста цены конкурентных отборов «старой» мощности (КОМ).
В проекте указан порог локализации оборудования для модернизации в 90%. Основной объём, как ожидается, будет закрыт паросиловым оборудованием, технологии которого в РФ есть. Сложности могут быть с мощными газовыми турбинами. Здесь есть два сценария: наращивать локализацию технологий Siemens или GE, на чем настаивала крупная генерация (например, «Газпром энергохолдинг»), но иностранные производители пока о таких планах не заявляли, либо разработать технологии. Владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов просил Минэнерго гарантировать компании сбыт в 48 турбин (65 и 170 МВт) в рамках модернизации. Компания также просила 7,5 млрд рублей из бюджета, столько же «Силмаш» планировала привлечь за счёт облигаций.
Если проект будет принят, генкомпании по программе получат ту же доходность в 14%, что и по завершившейся программе строительства новых блоков в рамках договоров на поставку мощности (ДПМ). По этому вопросу велись основные споры, утверждают источники, победила позиция генерации. Но считать параметр будут по методике, привязанной к кривой бескупонной доходности ОФЗ (КБД, зарегистрирована приказом Минюста 28 мая), что несколько снизит уровень прибыльности. До сих пор доходность ДПМ считали по выборке ОФЗ (срок до погашения 7–11 лет, переменная ставка – 11,44%, ликвидность и т. д.). При КБД расчёт упрощается.
Перечень объектов модернизации будет определять не только рыночный отбор по цене, до 10% от мощностей, прошедших конкурс, выберет правкомиссия по электроэнергетике (речь идёт о проектах, важных для энергосистемы). На практике это «расшатает механизм и навредит программе, в отбор будет вмешиваться, например, руководство регионов», уверен один из участников рынка. Цена отборов ограничена сверху и снизу (price cap и price floor). Срок оплаты мощности по инвестконтрактам составит 15 лет.
При этом турбины, претендующие на оплаченную модернизацию, должны отработать от 100 тыс. (более 500 МВт) до 270 тыс. часов (менее 50 МВт), котлы должны быть старше 40 лет, есть норматив по востребованности (время работы на рынке). Штраф за опоздание со вводом составит 25% от разницы между ожидаемым платежом для модернизируемой генерации и ставкой на рынке.
При этом уже в 2018 году Минэнерго предлагает перевести конкурентный отбор старой мощности на шестилетний цикл и гарантировать рост цен. В этом году пройдет КОМ сразу на 2022–2024 годы, в 2019 году – на 2025 год, цену будут доиндексировать на 5%, а с 2020 года индексация вернется к уровню инфляции.
Шестилетний КОМ, по словам Натальи Пороховой из АКРА, в целом соразмерен с длительностью инвестцикла, в 2024 году цена старой мощности для первой ценовой зоны (европейская часть страны и Урал) может сложиться на уровне 192 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, для второй (Сибирь) – 269 тыс. рублей. На КОМ на 2021 год эти цены — 134,4 тыс. рублей и 225,3 тыс. рублей соответственно. Также эксперт находит странной пропорцию распределения модернизации между ценовыми зонами в 80:20 — это соотношение, например, в выработке, но не в мощности ТЭС.