Правкомиссия по энергетике может стать одним из ключевых регуляторов сектора
Минэнерго предлагает правительству повысить статус правительственной комиссии по электроэнергетике. Её полномочия могут резко расширить: например, комиссии предложено дать право согласовывать итоги отбора инвесторов, претендующих на попадание в программу модернизации энергетики. Кроме того, в неё официально должны входить представители ключевых регуляторов, крупных энергокомпаний, потребителей и отраслевых лобби. В отрасли опасаются, что реформа может оказаться шагом к ручному регулированию.
Минэнерго предлагает расширить перечень вопросов, рассматриваемых правкомиссией по электроэнергетике (тему в прежнем кабинете курировал вице-премьер Аркадий Дворкович, потерявший свой пост), проект постановления размещён на regulation.gov.ru. В частности, в полномочия комиссии могут включить ключевой для отрасли вопрос – рассмотрение результатов отбора проектов модернизации энергетики. Ей, например, предлагается также передать ответственность за формирование долгосрочного спроса на мощность (сейчас закреплена за Минэнерго).
Правкомиссия по электроэнергетике – координационный орган, балансирующий между интересами министерств, её рекомендации обязательны для регуляторов. Комиссия собирается от трёх до шести раз в год. Но теперь, согласно проекту, заседания можно будет собирать реже – например, раз в год. Масштаб вопросов правкомиссии с годами мало изменялся – рассмотрение итогов конкурентного отбора мощности, перечень станций, работающих в вынужденном режиме (вне рынка по повышенному тарифу), долгосрочные программы развития госкомпаний, генсхема размещения объектов электроэнергетики. Зачастую обсуждаются и частные вопросы: на последнем заседании, в октябре 2017 года одобрено предложение Минэнерго о проведении в 2018 году отбора инвестора для новой ТЭС в Тамани (465 МВт).
Часть предложений Минэнерго, по сути, приводят в соответствие нормативную базу и положение о правкомиссии. Например, комиссия получит право ежегодно утверждать размер надбавки к ценам оптового энергорынка для снижения тарифов на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня (этот вопрос она уже обсуждала в октябре 2017 года). При этом для ключевых решений прежнего формата комиссии явно было недостаточно. Например, тема модернизации ТЭС одобрялась на совещании у президента в ноябре 2017 года. Этот механизм, предложенный Минэнерго, должен продлить инвестиционный цикл по обновлению мощностей, сохранив на рынке инвестнадбавку к оптовым ценам. Минэнерго предложило перенаправить эти платежи (сейчас оцениваются в 3,5 трлн рублей до 2035 года) на обновление 40 ГВт ТЭС. Владимир Путин предлагал добавить к этому и другие сектора, например, АЭС и зелёную генерацию.
Почему итоги отбора инвестпроектов модернизации предлагается выносить на рассмотрение правкомиссии, неясно, пишет «Коммерсант». В Минэнерго инициативу пояснить отказались, в Минэкономики, ФАС (являются соисполнителями) комментариев не предоставили. Сейчас для отбора новых проектов такой практики не существует: итоги инвестконкурсов для ВИЭ или мусорных ТЭС, новой генерации для Тамани или Крыма отдельно в повестку заседаний комиссии не вносились. Источники на энергорынке полагают, что само включение такого вопроса в полномочия комиссии говорит о том, что процедура явно будет «критериальной», а окончательный список инвесторов планируется корректировать. «Там, где есть конкурентная процедура, правкомиссия не нужна», – считает один из собеседников «Коммерсанта». Но пока точные формулировки процедур неизвестны.
Впрочем, в конце апреля «Совет рынка» аккуратно уже анонсировал идею сохранения за властями права утверждения и корректировки результатов отбора инвестпроектов в рамках модернизационного механизма. Представленный 25 апреля на Российском международном энергетическом форуме в Петербурге «предварительный механизм» модернизации предполагает «нерыночное» редактирование списка проектов на финальном этапе. Как писал «Переток», после проведения отбора его результаты должны быть рассмотрены правительственной комиссией, а затем утверждены решением кабмина. При этом министерства и ведомства будут наделены правом дополнять перечень объектов, попадающих в программу модернизации. ФОИВы смогут лоббировать важные на их взгляд проекты, но необходимость их модернизации придётся обосновать. Финальный перечень и состав проектов должны определять власти, в противном случае модернизационные объёмы могут быть распределены между самыми дешёвыми проектами, предусматривающими «косметические ремонты», полагают в «Совете рынка». В такой концепции правкомиссия логично станет органом, принимающим итоговые решения с учётом позиций иных структур кабмина.
Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что проект Минэнерго станет ещё одним шагом к ручному регулированию. По его мнению, ведомство перекладывает на правкомиссию ответственность за решения, которые должны регулироваться рыночными механизмами и нормативными актами. Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что энергетика всегда склонялась к саморегулированию, приводя в пример создание «Совета рынка» (отраслевая НКО, регулирующая энергорынки) и лоббистских структур, таких как «Совет производителей энергии» и «Сообщество потребителей энергии». Аналитик добавляет, что «в свете всё большей доли регуляторных решений в отрасли с расширением полномочий правкомиссии фактически появляется единый центр принятия решений».