Утверждение программы модернизации может быть отложено
Согласование программы модернизации генерации стоимостью до 3,5 трлн рублей до 2035 года может затянуться, и её итоговый вариант придётся принимать уже следующему составу правительства. В частности, концепцию Минэнерго раскритиковало экспертное управление президента, предложив её доработать. В проекте управление не увидело механизмов привлечения инвестиций (концепция предполагает, что средства можно изъять при сохранении повышенных платежей потребителей). В самом министерстве уверены, что всё же внесут итоговый вариант в Белый дом к 1 мая.
Экспертное управление президента в марте предложило доработать разработанную Минэнерго и представленную правительством концепцию модернизации генерации, рассказали источники в отрасли. По словам собеседников, в управлении сочли, что доклад ведомства не содержит самого главного – механизма привлечения инвестиций в модернизацию, а его ядро состоит из перечисления того, как денежная масса будет распределяться между участниками рынка.
Концепция модернизации ТЭС была предложена Минэнерго и одобрена Владимиром Путиным в ноябре 2017 года. Она должна продлить инвестцикл по обновлению мощностей после завершившейся в 2015–2017 годах программы договоров на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счёт повышенных платежей потребителей). Минэнерго предложило перенаправить «высвобождающиеся» в 2020-х годах платежи по ДПМ в обновление 40 ГВт ТЭС. Но в поручении президент потребовал также учесть удалённые энергообъекты, зелёную генерацию, сети (они затем сообщали, что не претендуют на эти средства) и АЭС, а вся конструкция не должна привести к росту энергоцен выше инфляции. К 1 марта надо было разработать механизм привлечения инвестиций, а к 1 мая – поправки к законам.
В докладе Минэнерго, направленном в Белый дом, затраты на модернизацию оцениваются в 3,5 трлн рублей до 2035 года при консервативном сценарии роста энергопотребления на 0,5% в год и снижении инфляции с 4% в 2018 году до 2% в 2027 году. На 40 ГВт ТЭС должно пойти 1,35 трлн рублей (включая 316 млрд рублей на дальневосточные мощности «РусГидро»). По данным «Коммерсанта», доходность инвесторов в докладе оценена в 12%, срок возврата инвестиций – 15–20 лет. На 11,75 ГВт АЭС может быть направлено 945 млрд рублей, на зелёную генерацию – 405 млрд рублей (из них до 300 млрд рублей на мусоросжигающие ТЭС). Также Минэнерго включило в источники инвестиций рост на 25% платежей потребителей за старую генерацию, что даёт ещё 786 млрд рублей.
Но такое изложение логики модернизации привело к тому, что в экспертном управлении «затруднились сделать выводы» относительно конкретных предложений по модернизации ТЭС, утверждают собеседники, знакомые с содержанием документа. Критиковалось и отсутствие механизмов привлечения инвестиций в удалённую генерацию и АЭС, а также ограничения для «инновационных проектов» в зелёной энергетике. Источник в секторе зелёной энергетики говорит, что 100 млрд рублей для солнечной и ветровой генерации и малых ГЭС хватит только на строительство 1 ГВт (изначально отрасль претендовала на 20 ГВт с инвестициями в 1,5 трлн рублей, сейчас до 2024 года планируется построить 6,4 ГВт). При этом он добавил, что цена возобновляемой генерации чувствительна к ставке привлечения капитала: при её снижении до 5% и корректировке программы поддержки нагрузку на энергорынок можно будет сократить вдвое. Один из источников добавляет, что в Кремле нет единой позиции по концепции Минэнерго, но её не поддерживает помощник президента по экономике Андрей Белоусов (курирует и экспертное управление).
В Минэнерго отметили, что концепция модернизации ещё прорабатывается, и документ будет внесен в правительство до 1 мая. Сделанный уже доклад Белому дому в министерстве называют «промежуточным». В Минэкономики, подготовившем альтернативный вариант модернизации с инфраструктурной ипотекой, сообщили, что после общественного обсуждения их документ вернулся на доработку. Источники «Коммерсанта» считают, что критика экспертного управления по сути «развалила» модель Минэнерго и дорабатывать её, вероятно, будет уже следующая команда после смены правительства в мае. Один из собеседников считает, что Минэнерго намерено до отставки пролоббировать идею о росте цены старой мощности на 20–30%, что, по оценке ведомства, позволит продлить эксплуатацию 100 ГВт. Тогда механизмы замены основного оборудования, что потребуется уже в середине 2020-х годов, будет разрабатывать новый кабинет. В аппаратах президента, премьера Дмитрия Медведева и вице-премьера Аркадия Дворковича на запросы не ответили.
Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что при колоссальном избытке мощности у регулятора есть как минимум несколько лет для выработки оптимального сценария привлечения инвестиций на основе рыночных принципов, покончив с практикой ДПМ. Наталья Порохова из АКРА отмечает, что государству выгодно как можно быстрее принять программу модернизации, «чтобы уже сейчас направить денежный поток на инвестиции, а не на дивиденды». «Сейчас у генерации инвестиции закончились, платежи по ДПМ на пике, – говорит она. – Но уже в 2020 году маржа начнёт падать, и компаниям придется занимать».