Дворкович поручил отправить 30% денег на модернизацию в «инфляционный резерв»
12 февраля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича «РусГидро», «Роснано» (представляет зелёную энергетику), «Россети», «Росэнергоатом» и владельцы ТЭС раскрывали свои планы на участие в разделе крупнейшего в отрасли инвестресурса – 1,5 трлн рублей, «высвобождающихся» в 2020-х годах после завершения крупных энергостроек по договорам на поставку мощности (ДПМ, обеспечивают возврат инвестиций за счёт повышенных платежей потребителей оптового энергорынка). Этот денежный поток планировалось направить на модернизацию ТЭС, что и одобрил осенью президент Владимир Путин, но в тексте его поручений в конце 2017 года другим участникам энергорынка также дано было право участвовать в разделе «инвестпирога». В модернизации надо учесть удалённые энергообъекты, зелёную генерацию, сети и АЭС – и так, чтобы энергоцены не росли быстрее инфляции.
В итоге желающих участвовать в программе стало больше. В борьбу включилось «РусГидро», которому нужно обновлять ТЭС на Дальнем Востоке и ГЭС, затем «Евросибэнерго» Олега Дерипаски с сибирскими ГЭС. Планы владельцев АЭС, ГЭС и возобновляемой генерации (ВИЭ), представленные на совещании, едва ли не превысили весь исходный объём программы, рассказал один из участников совещания.
В итоге вице-премьер, говорят источники, поручил Минэнерго проанализировать все заявки и сократить их до объёма, умещающегося в темпы роста цены на уровне «инфляция минус 30%» (в аппарате Аркадия Дворковича лишь подтвердили факт совещания, уточнив, что «работа продолжается»). «Объём запросов участников рынка получился довольно большим, – подтвердил замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко. – За неделю министерство должно сформировать реалистичную картинку – кого получится допустить к участию». По его словам, критерием станет востребованность рынком запрошенных объёмов с учётом генсхемы энергетики. Вячеслав Кравченко подчеркнул, что приоритетное место будет отводиться ТЭС.
Если исходить из заявок всех участников рынка (без их критической оценки), то совокупный объём финансирования по программе модернизации должен составить 5,78 млрд рублей (с учётом модернизации в ДФО и АЭС), следует из материалов совещания, подготовленных Минэнерго. Из дополнительного – новая программа поддержки ВИЭ до 2035 года оценивается в 1,5 трлн рублей, строительство мусоросжигающих ТЭС – 300 млрд рублей, объём финансирования модернизации ТЭС вырастает до 2,5 трлн рублей. При этом расчёты Минэнерго, продлённые до 2035 года, позволяют увеличить объём средств, высвобождающихся от старых ДПМ с 1,5 трлн рублей (оценка до 2030 года) до 2,5 трлн рублей, но логика этих расчётов не до конца ясна.
Единственным участником рынка, отказавшимся от средств, стали «Россети». «Мы не претендуем на средства модернизации и уважаем взаимные интересы», – пояснил глава холдинга Павел Ливинский. «Россети» просят ввести экономически обоснованную плату за техприсоединение к сетям, распределить перекрёстное субсидирование пропорционально между потребителями разных классов напряжения, включая ЕНЭС (магистральные сети Федеральной сетевой компании), предусмотреть льготы по налогам на имущество и эталонное регулирование тарифов.
Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что вместо поиска источников повышения эффективности и создания эффективного механизма привлечения инвестиций энергетики и регуляторы занялись более привычным для них «распределением бесплатных чужих денег». По оценке главы набсовета «Совета производителей энергии» Александры Паниной (представляет «Интер РАО»), высвобождающихся после завершения программы ДПМ средств с 2021–2022 года должно быть достаточно для модернизации 40 ГВт ТЭС без увеличения тарифной нагрузки на потребителей сверх инфляции. Эта модернизация обойдется гораздо дешевле других инвестпроектов, считает она. Отсутствие программы поддержки ТЭС приведет к необходимости строительства новых мощностей в среднесрочной перспективе и совсем за другие деньги, полагает Александра Панина.