МЭР предложил свой вариант решения проблемы излишков сетевой мощности

Минэкономики предложило вариант решения проблемы неиспользуемой сетевой мощности, документ размещён на regulation.gov.ru. Речь идёт о неиспользуемой мощности электросетей, к которым подключены промпотребители (свыше 670 кВт). Ряд предприятий снизили спрос или изначально заявляли сетям оптимистичные планы по энергопотреблению, но так и не вывели производство на плановый уровень.

В итоге создается тарифный перекос. С одной стороны, большой объём сетевых мощностей в РФ простаивает (ранее ведомства оценивали его в 69 ГВт), но для подключения новых потребителей приходится строить новые подстанции. С другой стороны, энергетики несут затраты на поддержание ненужных сетей, но получают выручку не за общий объём мощностей, а за переданную энергию. Механизма перераспределения лишнего резерва, что могло бы сократить инвестиции, не существует.

Eщё в январе 2012 года Михаил Расстригин (тогда аналитик «ВТБ Капитала», а сейчас замглавы Минэкономики, курирующий энергетику), говорил, что идея перераспределения мощности хороша, но на практике все будет зависеть от выбора конкретного механизма её реализации.

Последний раз в конце 2015 года свой вариант решения проблемы предлагало Минэнерго, но в начале 2016 года вице-премьер Аркадий Дворкович поручил доработать проект. Минэнерго хотело ввести плату для потребителей с мощностью сетей от 3 МВт, если те не используют 40% от максимума. До 2018 года должно было оплачиваться 5% резерва, затем каждый год эта доля росла бы ещё на 5%, до 20%. Против этого были потребители и Минэкономики.

Но в октябре 2017 года Аркадий Дворкович дал новое поручение Минэнерго, Минэкономики и ФАС (с участием «Россетей» и «Системного оператора»), проект надо подготовить к 27 февраля. Минэкономики предложило с 2019 года установить более высокий потолок «штрафного» резерва – 60% – и каждые три года снижать его на 10%. Плата привязывается к тарифу сетей, каждые три года ставка растёт на 5%. Установить плату должна ФАС (там проект ещё не видели). Параллельно Минэкономики предложило ввести стимул для сетей снижать резерв – ежегодно не корректировать ожидаемую тарифную выручку сетевиков из-за несовпадения плановых и реальных показателей передачи электроэнергии (то есть не вводить поправку на лишний резерв).
В Минэкономики уточнили, что учитываемая в тарифах сетей ставка на содержание сетей снизится соразмерно плате за резерв – примерно на 1,5–2%. В итоговом энерготарифе ставка на содержание сетей – 40–60%, и снижение платежей за энергию для потребителей, использующих более 40% мощности, может составить примерно 0,7–1%.

Но публикация проекта Минэкономики несёт в себе риск конфликта, так как за разработку отвечает Минэнерго. Там заявили, что вице-премьер поручил доработать проект Минэнерго, и он будет внесён министерством в правительство в конце февраля. Предложения Минэкономики в Минэнерго обещают рассмотреть в рамках согласования своего проекта. Недовольны документом и «Россети». Там считают, что с первого взгляда он ухудшает условия как для сетей, так и для потребителей, «что вызывает удивление». Глава «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает проект Минэкономики «кабинетным», нацеленным на крупных потребителей, «которые, по статистике, не являются держателями неиспользуемых сетевых мощностей», он также не содержит механизмов определения резерва, точек спроса на мощность, возмездного конкурсного перераспределения мощности. «Тарифная модель в проекте Минэкономики выглядит более щадящей, но, по сути, не отличается от ранее отвергнутых предложений Минэнерго», – считает Василий Киселёв.

Коммерсант