Белоруссия прекратит закупки электричества из-за роста цен на российском энергорынке

Из-за роста цен на энергорынке РФ Минск в 2018 году откажется от закупок электроэнергии у «Интер РАО», загрузив собственные газовые ТЭС. Отказ от импорта может привести к подорожанию энергии в Белоруссии уже с 2019 года, если будет создан единый энергорынок ЕАЭС: цена российского газа для Минска всё ещё выше, чем для российских энергетиков. Но пока прогресса в переговорах РФ и Белоруссии по газу нет.

Белоруссия не будет в 2018 году покупать электроэнергию у российского «Интер РАО» из-за высокой цены, заявил 20 декабря глава Минэнерго страны Владимир Потупчик. По его словам, Минск будет замещать объёмы собственной выработкой. Вице-премьер Владимир Семашко добавил, что с 2020 года, когда введут Белорусскую АЭС, в стране «будут излишки» и Белоруссия откажется от энергоимпорта окончательно. В «Интер РАО» (экспортер энергии из РФ) заявили, что готовы к помесячным поставкам, если будут достигнуты договорённости об их экономической целесообразности. В Минэнерго РФ не получали информации об отказе Минска от переговоров по энергоимпорту.

В 2016 году на Минск пришлось 18,7% экспорта (3,2 млн кВт/ч), за январь–сентябрь текущего года – 19,4% (2,46 млн кВт/ч). Белоруссия вышла на второе место по закупкам после Финляндии – традиционно самого высокомаржинального направления. Цены не раскрываются, но по МСФО за девять месяцев 2017 года EBITDA сегмента «Трейдинг» «Интер РАО» составил 2,24 млрд рублей при EBITDA по холдингу 19,66 млрд рублей. Выручка по направлению «Белоруссия» упала на 18,5%, до 6,8 млрд рублей (около 2,77 руб. на поставленный 1 кВт/ч).

Источник, знакомый с ситуацией, поясняет: причиной повышения стоимости для Белоруссии на 2018 год является ожидаемый подъём цен на оптовом энергорынке РФ, в первую очередь на мощность. Рост идет за счёт нерыночных надбавок по договорам на поставку мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций в новые мощности ТЭС, АЭС и ГЭС за счёт повышенных платежей потребителей), выплат за ДПМ для зелёной генерации, целевых надбавок для регионов и т. д. Собеседник оценивает рост цен на мощность в 2018 году в 15%. «Совет рынка» (регулятор энергорынков) прогнозирует на первое полугодие 2018 года средневзвешенную пиковую цену мощности в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) 652 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, из этого на ДПМ приходится 431,7 тыс. рублей.

Основа энергетики Белоруссии – 9,8 ГВт газовых ТЭС, их средний возраст – около 30 лет, говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting. Он отмечает, что с 2014 года цена мощности на оптовом рынке выросла вдвое, что снизило привлекательность закупок энергии в России. Средние цены экспорта, по словам эксперта, выросли за этот период на 25%.

Но переход на свои ТЭС может стать проблемой для Минска уже в 2019 году, если к тому времени создадут единый энергорынок ЕАЭС. Как отметил Владимир Семашко, единый газовый рынок создается лишь с 2025 года. «Это глупость, это невозможно», – сказал чиновник, пояснив, что в Белоруссии «газ в два раза дороже, а в себестоимости киловатт-часа газ доходит до 85%». «Тогда надо закрывать свои станции», – считает он. В ЕЭК отметили, что сроки стоят в Договоре о ЕАЭС, а предложений об их изменении от членов союза не поступало.

Пока по цене на газ есть временное решение: Белоруссия платит $143,54 за тысячу кубометров в 2017 году, $129 – в 2018 году и $127 – в 2019 году. Оптовые цены для Смоленской области составляют $75 по текущему курсу. К 2019 году стороны должны договориться о принципах единого рынка газа: белорусские компании могли бы покупать газ в России, платя «Газпрому» только за транспортировку. В этом году Владимир Семашко и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович провели несколько раундов переговоров, но пока не достигли соглашения.
Илья Зашляпин из SBS Consulting считает, что создание единого рынка газа также не позволит белорусской энергетике конкурировать с российской. В Белоруссии в стоимость киловатт-часа включается амортизация, замечает он, а схожая с российской модель ценообразования повлечёт рост тарифов для населения.

Коммерсант