«Русал» предложил отменить базовый принцип энергореформы Чубайса
Крупнейший потребитель электроэнергии в России ОК «Русал» Олега Дерипаски (владеет 48,13% через группу En+) добивается права для промышленных предприятий совмещать деятельность по передаче электроэнергии с её генерацией. После реформы РАО «ЕЭС России , которую провёл Анатолий Чубайс в 2002–2008 годах, совмещать в руках одного собственника генерацию, транспортировку и сбыт энергии запрещено законом – потребители покупают электричество на оптовом рынке, а за передачу платят сетевым компаниям.
Предложение развернуть реформу компания Дерипаски представила в комитете по энергетике Государственной думы 7 ноября, рассказал директор «Русала» по работе с естественными монополиями Максим Балашов. Инициатива связана с тем, что в компании ожидают роста энерготарифов.
«Отрасль обсуждает ДПМ (договоры о предоставлении мощности, гарантируют инвесторам окупаемость строительства энергоблоков, а промышленным потребителям – повышенные платежи за мощность), дополнительные надбавки к сетевому тарифу, растет перекрёстное субсидирование, в том числе за счёт включения новых регионов и увеличения субсидирования Дальнего Востока», – перечисляет Максим Балашов.
Отмена ограничения на совмещение генерации и услуг по передаче электроэнергии позволит промышленности снизить затраты, уверяет Максим Балашов. Если «Русал» получит такое право, компания будет иметь возможность развивать энергопромышленные комплексы «как альтернативу чрезмерно дорогим ДПМ и неэффективному сетевому строительству», резюмировал он, заметив, что отмена ограничения положительно скажется и на экономике многих инвестпроектов, в частности достройки Тайшетского алюминиевого завода.
У Минэнерго противоположное мнение: ведомство отстаивает разделение генерации и сетей. «От снятия запрета пострадает потребитель», – заявил представитель Минэнерго, по мнению которого разворот энергореформы по предложению «Русала» может привести к росту тарифов для компаний, не имеющих собственных энергомощностей.
Максим Балашов не согласен: «Антимонопольный контроль снимает опасения по поводу возможных злоупотреблений».
«Разделение электроэнергетики на монопольные (передача) и конкурентные (генерация, сбыт) виды деятельности – итог энергореформы Анатолия Чубайса. Снятие запрета совмещать генерацию и сети потребует пересмотра всей системы ценообразования в электроэнергетике и, вероятно, в сторону увеличения государственного регулирования», – считает директор группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Поэтому «Русалу» вряд ли удастся сэкономить, даже развернув реформу: у регулятора останется возможность влиять на ценообразование, например увеличив тариф на магистральные сети (ФСК), предупреждает эксперт.
Инициатива «Русала» может быть связана с тем, что Минэнерго предложило сохранить плату за «последнюю милю» – вид перекрёстного субсидирования, при котором промышленные потребители субсидируют стоимость электроэнергии для населения, считает аналитик «Ренессанс Капитала» Владимир Скляр.
Минэнерго долгое время боролось с «последней милей»: в 2014 году её законодательно отменили в большинстве регионов, еще в 20 наиболее проблемных она должна была исчезнуть в 2017–2019 годах. Но сделать это оказалось невозможно: если раньше власти регионов могли увеличивать тарифы для населения выше прогноза Минэкономразвития, чтобы снизить нагрузку для промышленности, то сейчас этой возможности нет, тарифы можно только снижать относительно прогноза, напоминает Владимир Скляр. В итоге Минэнерго предложило равномерно распределить перекрёстное субсидирование на всех потребителей, кроме населения. В этом случае размер переплат (надбавки к тарифу ФСК) для «Русала» может достичь 13 млрд рублей, подсчитала Наталья Порохова.
«Россети» не поддержали снятие запрета «на совмещение видов деятельности на оптовом рынке электроэнергии», говорится в заявлении компании. «Разделение видов деятельности является основой функционирования рынка и обеспечивает непредвзятость и эффективность ценообразования», – заявил через представителя заместитель гендиректора «Россетей» по стратегическому развитию Евгений Ольхович.
Если инициативу «Русала» одобрят, что пока представляется крайне маловероятным, компания формально продолжит платить за «последнюю милю», но собственной электросетевой компании, заключает Владимир Скляр.
На долю «Русала» приходится примерно 6–7% от всего потребления электроэнергии в России, или 62–63 млрд кВт/ч, что делает компанию крупнейшим потребителем страны. Затраты на электричество занимают 30% в себестоимости металла, и для «Русала» возможность заключать прямые договоры с поставщиками электроэнергии в обход оптового рынка дала бы существенные преимущества на мировом рынке, считает директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов.
Действующее законодательство препятствует и сделке «Русала» по созданию совместного предприятия с «РусГидро» для достройки Тайшетского алюминиевого завода. Совет директоров «РусГидро» в сентябре одобрил участие в проекте. В частности, компания собирается оплатить свою долю в СП (50%) акциями «Иркутской электросетевой компании» (ИЭСК, 42,75%). Однако у групп En+, в которую входит «Русал», официально уже есть 19,9% в «Иркутской электросетевой компании», а, по сути, структуры Олега Дерипаски много лет контролируют ИЭСК, ФАС в этом году вновь «узнало» о проблемах в структуре собственников иркутской энергосистемы и пообещало обратить внимание на этот вопрос. Кроме того, у ФАС могут возникнуть вопросы и к Тайшетскому проекту.