Россия претендует на организацию торгов электроэнергией в ЕАЭС

Москва предложила передать российскому АО «Администратор торговой системы» (АТС) функции организации торгов на едином энергорынке ЕАЭС, который появится не раньше 2019 года.

Учреждённое «Советом рынка» АО АТС с 2008 года организует торги на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) в РФ. Идея обсуждалась 25 сентября на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Как говорит источник, знакомый с итогами совещания, Минэнерго, ФАС, Минэкономики и «Совет рынка» (регулятор энергорынков) должны были дать предложения до 20 ноября. Точная дата создания общего энергорынка (ОЭР) ЕАЭС не определена: РФ, Казахстан, Армения, Киргизия и Белоруссия лишь не позднее 1 июля 2019 года должны подписать договор о нём.

В «Совете рынка» подтвердили, что АТС хочет выступить оператором ОЭР, и отметили, что у АО «огромный опыт проведения торгов с большим количеством участников». По данным регулятора, члены союза обсуждали вопрос создания новой площадки или организации торгов на имеющихся – АТС в России и КОРЭМ в Казахстане. Площадками могут выступить и товарные биржи, считают в «Совете рынка». РФ и Казахстан должны подготовить предложения и ранжировать площадки по оценке стоимости модернизации электронных торговых систем до октября 2018 года. Но в «Совете рынка» признают, что из-за сильного различия рынков и моделей регулирования, а также из-за потенциального профицита мощности о параметрах товарооборота говорить рано.

В министерствах энергетики Белоруссии и Казахстана не ответили. В Минэнерго Армении отметили, что в концепции формирования ОЭР не предусмотрена передача управления им конкретной стране или той или иной организации одного государства (ценообразование на ОЭР и планируемые поставки не комментировали). По словам первого зампреда правления Национального энергохолдинга Киргизии Нурлана Садыкова, основную выработку в энергосистеме страны дают ГЭС, поэтому возможные объёмы поставок будут зависеть от водно-энергетической ситуации и потребления страны.

Но объединить энергорынки стран ЕАЭС будет сложно. Либерализация отрасли частично прошла в Армении и Казахстане, где, как и в РФ, разделены генерация, распределение и сбыт, но в обеих странах тарифы регулируются. В Белоруссии госмонополия «Белэнерго», а после запуска Белорусской АЭС в 2019–2020 годах (2,4 ГВт) страна станет энергопрофицитной и необходимость в импорте из РФ пропадет. Сейчас Москва изучает последствия начала работы АЭС в РФ: либо она вытеснит старую генерацию, либо придётся отказаться от новых мощностей, полагали источники. В Киргизии либерализация рынка прошла формально: активы разделены, но остаются в госсобственности.

Наталья Порохова из АКРА отмечает, что ещё нет правовой базы для объединения рынков, есть особенности, как в РФ организован рынок мощности. По её мнению, для потребителей РФ вряд ли будут риски: например, в Казахстане энергоцены ниже, и российские потребители могут выиграть от роста конкуренции. По оценке Николая Посыпанко из Vygon Consulting, объём взаимной энерготорговли в ЕАЭС невелик: импорт из Казахстана в РФ – около 3 млрд кВт/ч в год (0,3% потребления), такой же экспорт из РФ в Белоруссию, но только до запуска БелАЭС. Создание единого рынка не отразится на объёмах, поскольку экспорт и импорт уже идут на рыночных принципах, говорит эксперт. Оптовые цены в Казахстане или Киргизии, по оценке Николая Посыпанко, ниже цен в европейской части России на 25–40%, а тарифы в Белоруссии без учёта льгот – выше. Россия, считает он, может занять около 85% в балансе мощности и выработки на рынке ЕАЭС, но единое торговое пространство потребует общего оптового рынка или искусственной интеграции различных систем.

Коммерсант