Потребители просят сохранить «потолок» цен на КОМ

«Сообщество потребителей энергии» (СПЭ) предлагает Минэнерго снять с рассмотрения проект постановления правительства, по сути отменяющий предельный уровень цен на мощность электростанций, поясняя, что и без того в 2014–2020 годах объём платежей за мощность практически без изменения уровня спроса увеличится в три раза, до 984 млрд рублей.

Соответствующее предложение сформулировано в письме директора сообщества Василия Киселёва заместителю министра энергетики Вячеславу Кравченко. В письме представлена позиция потребителей по разработанному министерством проекту постановления правительства. Оно содержит поправки в правила оптового энергорынка, которые, по сути, отменяют предельный максимальный уровень цен на мощность (так называемый «потолок»).

Электростанции России получают доход за счет продажи двух товаров – электроэнергии и мощности. Доходы от продажи мощности в среднем составляют около 30% доходов станции. Цена мощности определяется на несколько лет вперёд в ходе специальной конкурсной процедуры – конкурентного отбора мощности (КОМ), который проходит раз в год. В 2017 году пройдет КОМ на 2021 год.

Цена мощности КОМ определяется отрезком на графике, который ограничивается минимальным и максимальным значением цены. Чем больше предложение мощности, тем ниже цена на неё. В июле Минэнерго опубликовало проект поправок в правила проведения КОМ, в которых «отрезок» заменяется на «прямую», что по сути разрешает превышение «потолка» цен на мощность в случае её дефицита. Как поясняли в ведомстве, поправки подготовлены из-за прогнозируемого дефицита в Сибири в 2021 году в 2,5 ГВт.

Не видят дефицит

В письме сообщества отмечается, что этот дефицит не подтверждён, а объём резервирования мощности в регионе сейчас составляет около 28%.

«В период с 2014 по 2020 год объём платежей за мощность, практически без изменения объёма спроса, с учётом различных видов перекрёстного субсидирования увеличится в три раза – с 316 до 984 млрд рублей. Наращивание платежей за мощность без увеличения уровня электропотребления и спроса на мощность снижает инвестиционный потенциал, ограничивает возможности для развития отдельных энергоёмких отраслей (в том числе появление новых энергоёмких предприятий в Сибири) и экономики в целом», – говорится в письме.
В нём приводятся данные ассоциации «НП Совет рынка», согласно которым среднегодовая цена мощности для промышленных потребителей в 2014 году в первой ценовой зоне оптового рынка (европейская часть РФ и Урал) составила 341,6 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, во второй ценовой зоне (Сибирь) – 282,8 тыс. рублей.

По прогнозу «Администратора торговой системы», средняя цена мощности для потребителей, исключая население и приравненные к нему категории, в 2017 году составит для первой зоны – 604,2 тыс. рублей, для второй – 554,7 тыс. рублей со среднегодовым ростом цены 25,6% и 32,1%. По данным «Системного оператора» объём спроса за этот период снизился на 2,3% – с 154,7 ГВт до 151,2 ГВт.

«Таким образом, больший объём платежа за мощность распределился на меньший объём потребления. Удельное увеличение цены мощности приводит к снижению эффективности централизованного электроснабжения в целом, а также усиливает стимулы потребителей по переходу на собственные энергоисточники (собственная генерация и строительство котельных), что ведет к сокращению полезного отпуска сетевых компаний, росту сетевого тарифа и ухудшению экономики электроэнергетики», – отмечается в письме.

В письме также говорится, что решение проблемы локального дефицита мощности уже существует – это механизм КОМ новой генерации. Он позволяет определить зоны дефицита и провести конкурс на строительство в них электростанций, гарантируя окупаемость инвестиций.

Выгоды дефицита

Отмена «потолка» цен на мощность может стимулировать энергокомпании «к созданию и поддержанию дефицита мощности», полагают потребители.

«Каждый новый отбор мощности будет стимулировать поставщиков «уводить» новые объёмы мощности при отборе, наращивая «дефицит» мощности и повышая цену КОМ. Любое увеличение объёмов мощности, связанное со строительством или модернизацией генерирующего оборудования для покрытия локального дефицита мощности будет невыгодно для всех генерирующих компаний ценовой зоны, поскольку это приведёт к снижению цены КОМ и объёма платежа, что не приведет к решению заявленной разработчиком проблемы», – говорится в письме.

Кроме того, потребители отмечают, что в такой ситуации существует возможность сговора производителей и манипулирования при подаче заявок на КОМ. Например, если производители заявят на КОМ мощность меньше минимально необходимого объёма, то цена на неё превысит существующий сейчас «потолок».

Логичнее, как говорится в письме СПЭ, наоборот, снижать цену мощности в условиях «дефицита», формируя тем самым оптимум цены мощности для поставщиков на уровне «потолка». При изменении (снижении или увеличении) объёмов мощности, цена будет снижаться. Таким образом, полагают производители, любое манипулирование поставщиков объёмами мощности будет экономически нецелесообразно, что позволит исключить риски нарушения антимонопольного законодательства, и в энергосистеме будет найдено оптимальное соотношение объёма спроса и предложения.

Источник: РИА «Новости»