Программу энергоэффективности перезапустят без бюджетного финансирования
Минэкономики разработало проект комплексного плана повышения энергоэффективности. Среди ключевых мер документа – снятие ряда барьеров и упрощение процедур заключения энергосервисных контрактов, а также создание новых банковских продуктов для привлечения средств в сектор. Основная задача плана – оптимизация программ энергоэффективности в отсутствие федерального финансирования.
О комплексном плане повышения энергоэффективности в середине мая объявил замглавы профильного департамента Минэкономразвития Дмитрий Вахруков. По его словам, документ призван ликвидировать дисбаланс интересов государства и участников рынка. План, разработанный по поручению президента по итогам заседания Госсовета по экологии, содержит 34 пункта, включая разработку ряда федеральных законов, постановлений правительства и указов президента, нацеленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и координацию программ на федеральном и региональном уровне. Минэкономразвития, Минэнерго, Минстрою и другим ведомствам в ближайшие месяцы предстоит доработать документ и внести его в правительство.
План предполагает упрощение работы и устранение административных барьеров для энергосервисных компаний. До сих пор развитие энергосервиса в РФ шло медленнее запланированного – и тормозило программы энергоэффективности в бюджетном и коммунальном секторах. Теперь же Минэкономразвития предлагает создать электронный инструмент для заключения безрисковых типовых энергосервисных контрактов, «выверенных» юридически и финансово. Также в ведомстве говорят о необходимости разработки новых банковских продуктов, ориентированных на проекты повышения энергоэффективности, и других инструментов «зелёного» финансирования. Минэкономразвития готово взять на себя координирующую функцию для «перезагрузки» темы, отмечает член профильной рабочей группы экспертного совета при правительстве Мария Степанова.
Федеральный закон о повышении энергоэффективности принят ещё в 2009 году — он предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году. Пока энергоемкость снизилась лишь на 11%, и в последние годы ряд федеральных чиновников не раз признавали, что цель достигнута не будет. В новом плане нет подходов к решению ключевой проблемы сектора – отмены с 2013 года субсидирования региональных программ энергосбережения на 6 млрд рублей в год. По данным Центра по эффективному использованию энергии, расходы федерального бюджета в рамках программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» в 2013-2016 годах в результате бюджетных сокращений снизились в 50 раз – с 7,1 млрд до 140 млн рублей. Однако «в представленном варианте плана господдержка сектора вообще не предусмотрена – но нельзя получить продукт, не тратя на его изготовление никаких ресурсов», – уверен запредседателя комитета по экологии «Деловой России» Олег Плужников. Впрочем, по словам Марии Степановой, новая стратегия развития сектора предусматривает как раз не административные, а мотивационные механизмы. «Ставится задача создать условия, когда энергосбережение выгодно и потребителям, и профильному бизнесу, и инвесторам – а значит, не потребует «болезненных» вложений из бюджета или кармана граждан», – полагает она.
Коммерсант