За модернизацию генерации в Крыму вновь предлагают доплатить потребителям
Минэнерго представило правительству схему, которая должна заменить договоры предоставления мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счёт повышенного платежа потребителей) для новой генерации в Крыму и Краснодарском крае. Речь идет о долгосрочном конкурентном отборе мощности для новой генерации (КОМ НГ), который должен убрать дефицит, не закрытый стройками ДПМ. Проект постановления о проведении КОМ НГ согласован с профильными регуляторами и внесен в правительство, говорится в пояснительной записке. В аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича статус проекта не прокомментировали.
Минэнерго предлагает проводить для новой генерации в Крыму и Краснодарском крае отдельный отбор мощности. По механизму КОМ НГ к 2020 году будет построена станция в Тамани (410 МВт) и к ноябрю 2018 года расширена (на 120 МВт) уже существующая Сакская ТЭЦ «КрымТЭЦ» (владеет всей тепловой генерацией, подконтрольно Петру Нидзельскому), которое планирует строить новые энергоблоки совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией (входит в «Ростех»). Продажа мощности, как и при механизме ДПМ, будет вестись 15 лет, допускается фактическое отклонение введенного объёма на 10%. Ценовая заявка для участия в КОМ НГ должна включать стоимость техприсоединения и норму доходности, но при этом price cap не превысит 2,115 млн рублей за 1 МВт в месяц. По оценке Натальи Пороховой из АКРА, такой потолок в среднем гарантирует доходность в три-четыре раза выше, чем текущие тарифы для новых газовых ДПМ, в полтора-два раза – угольных ДПМ. КОМ НГ планируется провести не позднее 1 августа. В Крыму сейчас строятся ещё две ТЭС — Севастопольская и Симферопольская (до 940 МВт), их за 71 млрд рублей возводит подконтрольный «Ростеху» «Технопромэкспорт».
Старая, доставшаяся от Украины крымская генерация и мобильные ГТЭС, также могут получить сверхподдержку российского энергорынка. После включения Крыма в первую ценовую зону оптового энергорынка (европейская часть РФ и Урал) с января 2017 года вся тепловая генерация полуострова (управляется «КрымТЭЦ») работает в вынужденном режиме. Их работа не окупается на оптовом энергорынке, но закрыть их нельзя в силу необходимости для энергосистемы и теплоснабжения.
С 1 января статус вынужденных получили все станции «КрымТЭЦ» — Симферопольская, Камыш-Бурунская, Сакская, Севастопольская (всего 160 МВт) и 15 МГТЭС мощностью 337,5 МВт. Для них уже установлены повышенные тарифы на мощность, но ФАС предложила включить в формулу расчёта дополнительную инвестсоставляющую, направив проект приказа в Минэнерго и Минэкономики 5 апреля. Минэкономики инициативу не поддержало, так как она «сопряжена с рисками необоснованного увеличения финансовой нагрузки на потребителей первой ценовой зоны», говорится в ответе заместителя главы Минэкономики Николая Подгузова от 4 мая. В Минэнерго и ФАС на запрос не ответили.
В «Сообществе потребителей энергии» идею ФАС не поддерживают. Там поясняют, что механизм предлагает эксклюзивно и непрозрачно устанавливать тарифы с целью финансирования инвестиций для отдельных объектов «с неясными ценовыми последствиями для потребителей Юга России», таких как Республика Адыгея, Краснодарский край, Калмыкия и Ростовская область. Между тем цены на мощность здесь уже существенно превышают средний уровень в первой ценовой зоне.
Глава «КрымТЭЦ» Игорь Сенько пояснил, что дополнительная надбавка нужна для финансирования инвестпрограммы компании. Но, по оценке Натальи Пороховой, текущие тарифы для этих станций уже сейчас гораздо выше той поддержки, которую получает вынужденная генерация в остальной части России. Так, за счёт «вынужденного» статуса в сумме крымские станции в 2017 году получат 4 млрд рублей, в 2017-2020 годах – 14 млрд руб. Утвержденные тарифы для МГТЭС выше цены КОМ в первой ценовой зоне в 2,5 раза, для старых ТЭС – в среднем в 12 раз.
Коммерсант