«Россети» хотят запретить крупному бизнесу прямое подключение к ЕНЭС
«Россети» обратились в правительство с инициативой, которая сделает невозможным прямое подключение потребителей к Единой национальной энергетической сети (ЕНЭС, магистральные электросети). Обычно такими потребителями выступает крупный энергоёмкий бизнес, который компания предлагает перевести на более высокий «котловой» тариф распределительных сетей, передал РБК 20 марта.
Письмо с этим предложением гендиректор «Россетей» Андрей Рюмин в середине февраля направил вице-премьеру Александру Новаку. Агентство ознакомилось с документом, его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием.
Как пишет глава «Россетей», в настоящее время у крупных потребителей есть «экономические стимулы» заключать прямые договоры с организацией по управлению единой магистральной сетью (ФСК). К их созданию привела реформа в электроэнергетике, которая разделила сети между федеральными и региональными компаниями. Как правило, такие предприятия обладают собственным сетевым оборудованием, поэтому услуги региональной распределительной организации им не требуются. В таких случаях они платят более низкий магистральный сетевой тариф, а не ставку распредсетей, в которой заложена наценка ТСО и перекрёстное субсидирование населения. Более того, в ряде случаев крупный энергоёмкий бизнес прибегает к строительству собственной генерации, отмечает г-н Рюмин, и, таким образом, вообще не платит за услуги по передаче электрической энергии.
«В результате отдельные потребители имеют де-факто преференции по оплате услуг по передаче электрической энергии, а другие, остающиеся в «котле», в полной мере вынуждены оплачивать содержание как объектов электросетевого хозяйства региона, предназначенных для энергоснабжения всех без исключения потребителей, так и нести бремя перекрёстного субсидирования потребителей группы «население», – отмечает глава «Россетей».
В итоге тенденция ухода крупных платёжеспособных потребителей из «котла» без изменения существующей системы ценообразования в электросетевом комплексе приводит как к росту тарифов на услуги, так и к увеличению выпадающих доходов распределительных сетевых компаний, заключает Андрей Рюмин. Поэтому «Россети» предлагают:
· законодательно закрепить, что услуги организации по управлению ЕНЭС смогут получать только СТСО. Это значит, что между единой сетью и всеми пользователями появится обязательный посредник, которому будет оплачиваться подключение (даже при наличии собственного оборудования), магистральный тариф и наценка СТСО. Все потребители, таким образом, попадут в «котёл» и под «перекрёстное субсидирование»;
· одновременно ввести новую систему расчёта «котловых» тарифов, проведя их дополнительную дифференциацию по объёмам потребления. Так в каждой тарифной зоне появится отдельный тариф для крупных энергоёмких потребителей, которых объединят в группу высокого класса напряжения ВН-2;
· в дальнейшем рассмотреть вопрос установления единых тарифов на услуги по передаче электроэнергии для всех потребителей регионального «котла», объекты электросетевого хозяйства которых присоединены к сетям на высоком уровне напряжения (110 кВ и выше, с интеграцией крупных энергоемких потребителей в состав тарифной группы ВН).
В «Россетях» подтвердили РБК факт обращения. В секретариате вице-премьера Александра Новака сообщили, что направили его в Минэнерго, Минэкономразвития (в министерствах на момент публикации на запрос РБК не ответили) и Федеральную антимонопольную службу (её представитель подтвердил получение обращения и сообщил, что после его рассмотрения ведомство направит свою позицию в правительство).
По мнению ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (АСПЭ), предложения «Россетей» являются попыткой поправить положение сетевой монополии за счёт добавок к тарифам для промышленности. Это делается «вместо содержательного анализа причин ухудшения финансового состояния компании, накопления регуляторного долга, высокой стоимости обслуживания займов и недостаточной операционной эффективности», утверждают в АСПЭ. Кроме того, там заявляют, что промпроизводства в целом имеют множество вводов как от магистральных, так и от распределительных сетей, поэтому «уже финансируют львиную долю перекрёстного субсидирования и прочих затрат сетевого комплекса».
«В результате реализации предлагаемой инициативы вместо решения проблемы возникнет двойная нагрузка на энергоёмкую промышленность, что усилит стимулы по сокращению энергопотребления из общей сети и только усугубит ситуацию», – уверены в организации.
В «Россетях», в свою очередь, заявляют, что предлагают изменение, которое обеспечит «справедливое распределение объёмов перекрёстного субсидирования на всех потребителей в регионе» и исключит «дискриминационные подходы при оплате услуг по передаче», а также обеспечит использование сетей ЕНЭС согласно их технологическому назначению. В пресс-службе компании пояснили, что для потребителей ЕНЭС предлагается установить переходный период, в течение которого будет применяться особый уровень региональных тарифов (ВН-2), состоящих из ставок ЕНЭС и средней ставки перекрёстного субсидирования населения. При этом «дальнейшие шаги требуют детальных обсуждений», согласны там.
В результате реализации предложений на первом этапе конечная цена на электроэнергию для потребителей ЕНЭС увеличится в среднем на 18%, подсчитывают «Россети». Что касается тарифа на передачу, то в текущих ценах он может вырасти до 1,1 рубля за 1 кВт•ч. «Это всё равно останется ниже текущего уровня региональных тарифов ВН в размере 2,2 рубля за 1 кВт•ч», – заверяют в компании. При этом сейчас доля сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию у потребителей магистральных сетей оценивается госхолдингом в 19%, а у потребителей распределительного комплекса – около 40%.
Предварительно инициатива позволит высвободить средства в региональных тарифах в объёме 33 млрд рублей «за счёт равномерного распределения перекрёстного субсидирования на всех потребителей, в том числе на потребителей ЕНЭС», говорят в «Россетях». В компании рассчитают, что этот эффект может быть направлен на снижение регуляторного долга и проекты по повышению надёжности электроснабжения. Текущий регуляторный долг по группе «Россетями» оценивается в 155 млрд рублей.
Перераспределение сетевой НВВ может привести к снижению тарифов для остальных потребителей, что могло бы стать позитивным изменением для малого и среднего бизнеса и населения, которые не в состоянии напрямую потреблять электроэнергию от сетей высокого напряжения, говорит старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Булгаков,
При этом ежегодные затраты крупных потребителей могут увеличиться на 30–35 млрд рублей, полагает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. В частности, тарифы на услуги по передаче электроэнергии для потребителей ЕНЭС, предположительно, вырастут на 95%, с 57 копеек до 1,1 рубля за 1 кВт•ч. Тем не менее это в два раза ниже тарифов для «котловых» потребителей на высоком уровне напряжения (ВН) в 2,2 рубля, отметил он, подтвердив информацию «Россетей». Поэтому с учётом более низкой доли сетевой составляющей в конечной цене на электроэнергию потребителей магистральных сетей увеличение тарифа на передачу не приведёт к значительному ухудшению положения крупных промышленных предприятий, считает г-н Сасим.
«Прогнозируемый рост конечной цены на электроэнергию составит в среднем 18% (с 3,71 рубля до 4,38 рубля на 1 кВт•ч). Это сопоставимо с увеличением заработных плат в годовом исчислении. Для наиболее энергоёмких потребителей из сетей ЕНЭС максимальное увеличение конечного платежа за электроэнергию оценивается от 4,7 до 29,7%», – указывает эксперт.
Учёт крупных потребителей, подключённых к ЕНЭС, повысит базу расчёта региональных тарифов, что приведёт либо к снижению ставок распредсетей, либо увеличит их выручку без дополнительного роста тарифа, отмечает эксперт.
Тем не менее ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент Дмитрий Баранов, сомневается, что перспектива применения единого «котлового» тарифа для потребителей с разными объёмами потребления и состоянием энергетической инфраструктуры корректна. Он считает, что у предприятий должна сохраняться возможность выбора поставщика услуг по подключению к энергосетям по привлекательным тарифам, поэтому предлагаемые меры нуждаются в тщательном анализе и обсуждении всеми заинтересованными сторонами. «Скорее всего, придётся внести в них изменения, чтобы они были приняты. Возможно, необходимо предусмотреть различные льготы для потребителей так, чтобы единые тарифы не несли для них значительной финансовой нагрузки, ведь это ухудшит их конкурентоспособность, повлияет на работу отраслей и экономики в целом», – полагает г-н Баранов.
Однако, говорит Сергей Сасим, заниженный тариф на передачу электроэнергии «не является ключевым фактором выживаемости крупных предприятий», а прямое присоединение к ЕНЭС часто является возможностью, которой более мелкие предприниматели не обладают. Поэтому равные условия экономически оправданы с точки зрения принципов конкурентной экономики и вдобавок позитивно отразятся на экономическом развитии электросетевого комплекса без необходимости сильного роста тарифа, считает эксперт. Он объясняет, что возможность прямого присоединения к ЕНЭС приводит к резкому сокращению регионального полезного отпуска, к которому крайне чувствительны экономические показатели распредсетей. В отдельных регионах такое сокращение составило до 77%.
«При этом, по моему мнению, если присоединение крупного потребителя к ЕНЭС является оптимальным условием технологического подключения, то это не нужно запрещать», – добавляет г-н Сасим. Но тогда стоимость содержания такой сети должна учитываться в региональных тарифах на передачу, увеличивая полезный отпуск региона и формируя устойчивую основу для развития региональной энергосистемы, заключает он.