Ъ: «РЖД не с кем разделить ₽40 млрд платежа за техприсоединение к сетям объектов БАМа»

Обновлённый прогноз стоимости электрификации восточного БАМа для РЖД составил 220 млрд рублей, в расчёт вошли выросшие запланированные затраты на техническое присоединение. На него вместо 6–7 млрд рублей РЖД потратят 40 млрд рублей, так как другие потенциальные промышленные потребители региона, с кем монополия могла бы разделить расходы, заморозили свои проекты, пишет «Коммерсант» 9 июля. Электрификация экономически оправдана как минимум потому, что РЖД могут экономить по 40 млрд рублей в год на закупке дизтоплива, указывают эксперты.

Затраты РЖД на техприсоединение на электрифицируемом участке Комсомольск – Ванино в рамках расширения Восточного полигона выросли с 6–7 млрд до 40 млрд рублей (с НДС), сообщил заместитель гендиректора компании Андрей Макаров. Эту сумму железнодорожники должны выплатить «Россетям» в 2024–2026 годах.

По словам г-на Макарова, изначально предполагалось, что в Ванинско-Совгаванскому узле будут и другие потребители, в том числе предприятия чёрной и цветной металлургии, и плата за техприсоединение должна была распределяться между всеми участниками. «В процессе обсуждения и проектирования выяснилось, что эти проекты пока заморожены и фактически «Россети» сейчас строят эту линию только под нас», – заявил он.

В рамках расширения Восточного полигона запланирована электрификация двух крупных участков: Комсомольск – Ванино и Комсомольск – Волочаевка. Для этого РЖД строит 16 тяговых подстанций, «Россети» – ЛЭП 220 кВ. Электрификацию планировалось завершить до 2024 года, но в прошлом году для снижения дефицита финансирования стройку решили отложить.

В «Россетях» пояснили, что речь идёт о присоединении девяти тяговых подстанций РЖД – это самый крупный заявитель на данном участке.

«Без строительства новой линии электропередачи 220 кВ «Комсомольск – Селихино – Ванино» обеспечить электроснабжение этих объектов невозможно, – отмечают там. – Плата за технологическое присоединение условно равна стоимости строительства данной высоковольтной линии». Стоимость подтверждена положительным заключением Главгосэкспертизы, а плата за техприсоединение утверждена приказом Федеральной антимонопольной службы, добавили в «Россетях».

Андрей Макаров уточнил, что общая стоимость электрификации обоих участков превышает 220 млрд рублей, средства заложены в инвестиционную программу железнодорожной монополии на 2024–2026 годы. На участке Комсомольск – Волочаевка работы по электрификации должны завершиться до конца 2025 года, Комсомольск – Ванино – до конца 2026 года. В документах, которые видел Ъ, стоимость электрификации участка Комсомольск – Ванино была установлена в 139,5 млрд рублей, Комсомольск – Волочаевка – в 81,4 млрд рублей.

В феврале вице-премьер Александр Новак докладывал президенту Владимиру Путину, что электрификация Восточного полигона потребует 1,4 трлн рублей инвестиций, из которых уже профинансировано 440 млрд рублей.

Как отмечает Андрей Макаров, в рамках третьего этапа расширения БАМа, вопреки более ранним планам, может потребоваться прирост мощности. По его словам, изначально проект касался только БАМа и включал строительство вторых путей, двухпутных вставок и т. д., а прирост мощности был минимальным и не требовал больших работ, связанных со снятием сетевых ограничений. По итогам обсуждения, продолжает топ-менеджер, потребуются дополнительные мощности, в частности, на обход Хабаровска и развитие участка Смоляниново – Находка с 200 км новой инфраструктуры. По словам г-на Макарова, в 2028 году, когда начнётся проектирование, можно оценить, понадобится ли строительство новых генерирующих мощностей или достаточно уже запланированных новых блоков на Партизанской и других ГРЭС «РусГидро».

Несмотря на объективно высокую стоимость, проект электрификации даёт экономический эффект, отмечает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, РЖД это позволит сократить расходы на закупку дизельного топлива минимум 40 млрд рублей в год. Кроме того, указывает эксперт, электрификация позволит отказаться от тепловозов 3ТЭ25К2М с дизельными двигателями General Electric. Сейчас этот вопрос решается заменой на 3ТЭ28 с российскими двигателями, добавляет он. Глобально, по словам г-на Бурмистрова, переход на электричество при всей масштабности расходов оправдан в долгосрочной перспективе и с учётом планов роста грузопотока.

Источник: Коммерсант