Минпромторг против инициатив «Россетей» о введении take-or-pay и штрафов за выход из ЕЭС
Минпромторг раскритиковал инициативы главы «Россетей» Андрея Рюмина, направленные на снижение выпадающих доходов госкомпании, передал «Коммерсант» 20 февраля. В министерстве считают, что запрет на бесплатный уход промышленности на собственную генерацию и введение оплаты сетевых услуг по принципу «бери или плати» (take-or-pay) пошатнут финансовое положение бизнеса. Металлурги и производители удобрений оценивают свою дополнительную нагрузку из-за идей сетевой компании в 4 млрд рублей в год. Однако подсчитать экономические последствия от инициатив «Россетей», по мнению аналитиков, невозможно, поскольку те детально не проработаны.
Минпромторг не поддержал инициативы главы «Россетей» Андрея Рюмина по реформированию электросетевого комплекса страны, следует из письма замглавы министерства Екатерины Приезжевой в адрес вице-премьера Александра Новака (документ от 12 января). Министерство выступает против двух предложений: введения компенсационных выплат за переход предприятий на потребление энергии с собственной генерации, а также перевода новых потребителей (от 670 кВт) на оплату услуг по передаче электроэнергии по принципу «бери или плати». Глава «Россетей» в прошлом году заручился поддержкой президента РФ Владимира Путина. Теперь способы реализации инициатив обсуждаются на уровне правительства.
Как пишет замглавы Минпромторга, при переходе на оплату по принципу «бери или плати» затраты промышленности вырастут, ведь предприятия «будут вынуждены оплачивать заявленный, а не фактически использованный объём электроэнергии». Такое изменение «негативным образом скажется на операционных показателях компаний, а в ряде случаев приведёт к отказу компаний от реализации инвестиционных проектов», подчёркивает Екатерина Приезжева, но не называет конкретных примеров. Она отмечает, что при новом подключении к электросетям «невозможно спрогнозировать объёмы будущего потребления электроэнергии» нового цеха или агрегата «в связи с высокой волатильностью загрузки производственных мощностей, обусловленной рыночными факторами».
Г-жа Приезжева также напоминает, что у крупных металлургических комбинатов есть собственные электростанции, утилизирующие попутные газы. Бизнес содержит станции на собственные деньги, но «Россети» «необоснованно предлагают распространить нерыночные надбавки к цене на мощность на величину их выработки». Дополнительные расходы «крайне чувствительны» и «негативно повлияют на конкурентоспособность и устойчивость функционирования компаний», полагает она.
Екатерина Приезжева, судя по документу, при написании письма учитывала позиции нескольких бизнес-ассоциаций, чьи обращения также были направлены вице-премьеру Александру Новаку. В частности, по подсчётам Российской ассоциации производителей удобрений, переход на принцип «бери или плати» «приведёт к дополнительным годовым расходам от 1 млрд до 4 млрд рублей». По оценкам «Русской стали», в среднем для крупного металлургического предприятия такая мера обернётся дополнительными затратами на сумму около 2 млрд рублей в год. Организация «Союзцемент» напоминает, что у производителей цемента летом потребление электроэнергии резко возрастает, а зимой – падает. В ассоциациях также критикуют и ограничения на переход на собственную генерацию.
В «Россетях» сказали, что предлагаемый подход по принципу «бери или плати» обеспечивает и для сетевой компании, и для потребителя прогнозируемость и стабильность объёма оказываемых услуг, а также «защищает интересы потребителей, которые ответственно подходят к планированию заявленных максимальной мощности и категории надёжности, ограничивает возможность перекладывания на таких потребителей расходов на содержание невостребованных сетевых мощностей».
Оценки Минпромторга основаны скорее на ожиданиях, а не на строгих расчётах реальных последствий от инициатив «Россетей», поскольку предложения госкомпании пока сформулированы лишь на уровне концептуальной идеи, замечает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. При этом зачастую влияние стоимости электроэнергии на экономические показатели хозяйственной деятельности сильно преувеличивается, добавляет он.