«Россети» в 2023 году планируют рост долга на фоне вложений в Восточный полигон РЖД
«Россети» планируют в этом году привлечь более 100 млрд рублей кредитных средств на финансирование проектов энергоснабжения расширения БАМа и Транссиба (Восточный полигон РЖД), сообщил 6 июня «Интерфакс», ссылаясь на говорится в проекте годового отчёта компании.
С этими планами «Россети» связывают прогнозируемое увеличение долговой нагрузки: мультипликатор долг/EBITDA вырастет на фоне крупного привлечения, сокращения объёма ликвидных активов и несущественных темпов прироста показателя EBITDA, отмечается в документе.
Согласно документу, в прошлом году показатель отношение чистый долг/EBITDA составляло 2,32, «что на 0,02 ниже планового показателя на 2022 год, но при этом на 0,86 выше аналогичного показателя за 2021 год вследствие существенного роста объёмов финансирования инвестиционной программы в 2022 году относительно 2021 года за счёт кредитных средств».
Финансирование консолидированной инвестпрограммы по группе «Россети» в 2023-2024 годах составит 992 млрд рублей, говорится в проекте годового отчёта. Судя по документу, речь идёт об инвестициях в магистральный и распредсетевой комплекс. Непосредственно в магистральные сети будет вложено 557 млрд рублей.
«В числе приоритетных проектов – развитие схемы внешнего электроснабжения Восточного полигона железных дорог, модернизация и реконструкция магистральных подстанций в центральной части России, технологическое присоединение строящихся промышленных объектов в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке», – говорится в документе.
Как сообщал ранее глава компании Андрей Рюмин, в прошлом году финансирование инвестпрограммы группы компаний «Россети» стало «рекордным» и достигло 435 млрд рублей. Согласно проекту годового отчёта, на ФСК из этой суммы пришлись 236,9 млрд рублей.
Проект энергоснабжения расширения Восточного полигона железных дорог состоит из двух этапов. По первому, как докладывал г-н Рюмин, из 14 объектов 13 уже завершены. Первый этап расширения полигона в части энергоснабжения предусматривал строительство 2,5 тыс. км линий и 3,5 тыс. МВА трансформаторных мощностей, общая стоимость которых составляет около 160 млрд рублей. Финансирование по первому этапу осуществляется за счёт средств «Россетей» – собственных и заёмных.
По второму этапу проекта к источникам «есть вопросы», отмечал ранее глава «Россетей». В середине марта он попросил правительство «проработать их». «Россети» ранее оценивали стоимость работ по второму этапу примерно в 250 млрд рублей. Компания в прошлом направляла заявку на получение средств из ФНБ для этого проекта.
«Возможные источники: дополнительный рост тарифа, внесение денег в уставный капитал, ФНБ либо иная государственная субсидия», – перечислял глава «Россетей» потенциальные источники финансирования, приводя в пример поддержку государством РЖД.
В мае магистральный тариф ФСК, на базе которой в январе сформированы объединённые «Россети», был проиндексирован на 6,3%. Как сообщал в конце мая «Коммерсант», в качестве мер для финансирования проектов электрификации БАМа и Транссиба сейчас рассматривается сокращение дивидендных выплат «Россетями» до 2026 года (это может дать 60 млрд рублей), сдвижка финансирования инвестпрограммы, тарифная поддержка.
В январе была завершена реорганизация сетевого холдинга на базе бывшей ФСК. К ФСК были присоединены ранее материнские для неё «Россети», а также «Томские магистральные сети», ДВЭУК-ЕНЭС и «Кубанские магистральные сети». После присоединения этих структур на баланс объединённой структуры также были переведены акции и других компаний группы, ранее принадлежавших «Россетям», следовало из сообщений компании. После присоединения «Россети», ранее являвшиеся материнской компанией для ФСК, перестали владеть в ней 80,13%. Теперь мажоритарным акционером объединённой компании является Росимущество, которому принадлежит 75% плюс одна акция.