Сотовые операторы пожаловались в Минцифры на подорожавшее ТП
Крупнейшие операторы связи и башенной инфраструктуры пожаловались министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуту Шадаеву на существенное увеличение своих затрат на присоединение объектов связи к электросетям, пишет РБК 20 апреля. Это следует из письма, отправленного министру главами операторов «Вымпелком» (оказывает услуги под брендом «Билайн»), «Мегафон» и МТС, а также групп компаний «Сервис-Телеком» и «Новые башни» (его подлинность подтвердили представители «Новых башен» и «Мегафона»).
В письме указано, что рост затрат операторов связан со вступившим в силу с 1 июля 2022 года постановлением правительства: этот документ отменил льготную ставку в размере 550 рублей на присоединение объектов мощностью до 15 кВт (все площадки базовых станций строятся в пределах указанной мощности) и установил минимальный порог льготной ставки за 1 кВт. То есть если раньше операторы платили 550 рублей за все 15 кВт, то с 1 июля 2022 года расход увеличился до 3 тыс. рублей за каждый киловатт, а с 1 июля 2023 года – до 4 тыс. рублей (с 1 июля 2024 года – до не менее чем 5 тыс. рублей; в последующие периоды сумму будут устанавливать региональные власти). При этом для владельцев инфраструктуры мощностью до 150 кВт с этого года в состав тарифа на присоединение также начали включать инвестиционную составляющую на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства.
В письме указано, что в результате стоимость присоединения объектов связи мощностью 15 кВт, прежде всего базовых станций, которая раньше составляла с 30–50 тыс. рублей, увеличилась в разы и продолжит расти в 2023–2024 годах. При подключении домохозяйств к интернету сетевые организации стали применять стандартные региональные ставки, из-за чего стоимость присоединения одного домохозяйства выросла и вовсе в 100 раз, до 50–60 тыс. рублей.
Участники рынка настаивают, что описанная ситуация приводит «к многократному увеличению финансовой нагрузки» и риску значительного увеличения тарифов на сотовую связь и услуги доступа в интернет для абонентов, снижает конкурентоспособность телекоммуникационной отрасли, а также повлияет на темпы строительства и развития инфраструктуры в России. Они просят г-на Шадаева проработать с другими ведомствами возможность пересмотра условий присоединения объектов связи к электросетям и возврата нормативов, действовавших до 1 июля 2022 года.
Гендиректор группы «Новые башни» Евгений Чермашенцев говорит, что любое увеличение стоимости технологического присоединения напрямую влияет на стоимость создания объекта связи. По его оценке, сейчас затраты на присоединение составляет около 10% от стоимости создания объекта связи. «Использование этих объектов становится дороже для операторов. Сейчас на всех уровнях власти транслируется правильная, на наш взгляд, мысль – не допускать в условиях санкций дополнительной нагрузки для бизнеса за счёт повышения стоимости государственных услуг. Но, к сожалению, на данном и ряде других примеров повышения ставок услуг госмонополий и собственников можно убедиться, что на практике эти установки не выполняются», – рассуждает г-н Чермашенцев. Он называет сложившуюся ситуацию «абсурдной», потому что, с одной стороны, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не даёт операторам связи поднимать тарифы, а с другой – государство и госкомпании, обеспечивающие базовые услуги для сектора связи (аренду земельных участков или присоединение к электросетям), повышают ставки. Так, по итогам 2022 года муниципальные собственники имущества увеличили стоимость аренды на 12%, отметил глава «Новых башен».
«В ситуации возросших санкционных и инфляционных издержек такое решение оказывает крайне негативное влияние на экономику операторов связи и существенно сокращает потенциал развития сетей связи в стране», – согласен представитель «Мегафона».
Представитель Минцифры сообщил, что письмо к ним пока не поступало, но они в курсе повышения тарифов на технологическое присоединение к электросетям. «Нельзя допустить дополнительной финансовой нагрузки на операторов связи. Необходимо найти компромисс. Мы продолжим работу с профильными ведомствами по дальнейшему решению этой проблемы и будем настаивать на пересмотре условий действующих правил», – рассказал он. В Министерстве также указали, что решение об этом в любом случае не повлияет на стоимость услуг связи. «ФАС и Минцифры следят за стоимостью тарифов на услуги связи. При подозрении на нарушения ФАС проводит проверки, чтобы тарифы не росли выше уровня инфляции», – подытожил представитель Минцифры. В МТС, «Вымпелкоме» и «Сервис Телекоме» отказались от комментариев.
В 2022 году ряд крупных операторов повысил стоимость услуг связи для абонентов, и ФАС посчитала, что эти компании злоупотребляют доминирующим положением на рынке и начала антимонопольное расследование. Так, МТС, по оценке службы, увеличила тарифы суммарно на 20% по итогам года при уровне индекса потребительских цен на конец августа 10,5%. «Мегафон» необоснованно поднял тарифы в среднем на 12% для более чем 16,5 млн абонентов, а «Т2 РТК Холдинг» (оказывает услуги под брендом Tele2) в середине 2022 года поднял цены на безлимитные тарифы почти в два раза. В конце 2022 года служба признала МТС виновной в необоснованном повышении цен и предписала их снизить, однако в компании попытались оспорить это решение. По мнению МТС, ФАС выносила решение, исходя из прогноза соотношения прироста выручки и расходов компании за весь прошлый год, но расчёты строила на данных только за январь – август.
По данным агентства TelecomDaily за первое полугодие 2022 года, связь в России подорожала на 10%, а в этом году, по прогнозу, вырастёт у крупнейших операторов ещё на 10–15%. В ноябре агентство опросило 65 глав крупных операторов, из которых 66% указали, что наибольшее влияние на рост тарифов оказал дефицит оборудования, связанный с санкционными ограничениями, а также рост его стоимости.
После начала специальной военной операции на Украине ряд крупных иностранных вендоров телекоммуникационного оборудования полностью прекратили работу на российском рынке, в том числе американская Cisco, европейские Nokia и Ericsson. Китайские Huawei и ZTE не делали подобных заявлений, но фактически перестали заключать новые контракты. В интервью РБК глава «Мегафона» Хачатур Помбухчан утверждал, что имеющаяся у оператора техническая экспертиза и запасы оборудования позволят компании работать в ближайшие 5–7 лет, не ухудшая качества услуг связи. Сейчас власти вместе с участниками рынка занимаются разработкой российского оборудования для замены иностранного.