Ъ: «ФСК за 3 года потратит около ₽7 млрд на авиапарк из 2 самолётов»

«Федеральная сетевая компания» (ФСК) приобрела новый SSJ-100, пишет «Коммерсант» 27 февраля. Стоимость сделки источники оценивают в 3,5–4 млрд рублей, а VIP-компоновку салона – в сумму еще около $10 млн. У компании уже есть Bombardier Global, избавляться от которого она не планирует. По данным издания, на эксплуатацию двух лайнеров ФСК потратит 2,3 млрд рублей за три года, хотя потребность в перелётах резко упала.

Как рассказали газете источники в авиапроме, ФСК (объединилась с «Россетями») купила у «Иркута» (входит в ОАК) новый Superjet-100 в компоновке на 16 кресел с увеличенной дальностью полёта. Сумма сделки, по данным Ъ, составила 3,5–4 млрд рублей. Информацию о покупке подтвердили обе стороны сделки. В ФСК говорят, что «стоимость воздушного судна соответствует рыночной на дату приобретения». В ОАК уточнили, что контракт заключён в конце 2020 года и «предполагает поставку нового самолёта, который находится на этапе дооснащения опциональным оборудованием». По данным издания, борт стоит на площадках «Тулпар Аэро Групп» в Казани для перекомпоновки салона в VIP-версию. Работы должны закончить к концу апреля.

По оценкам собеседников Ъ, за VIP-салон заказчик заплатит ещё около $10 млн. Стоимость ремаркетинга под VIP-борт составляет $2-10 млн, подтверждает управляющий директор Jet24 Павел Захаров: основные затраты связаны с проведением электрокоммуникаций, установкой систем безопасности, модулей развлечения с «умным освещением» и настройками кресел. У «Россетей» уже есть бизнес-джет Bombardier Global 5000. По данным газеты, ФСК планировала заключить контракт на его эксплуатацию и техобслуживание с авиакомпанией «РусДжет»: на стадии обсуждения условий предполагалось, что компания получит за услуги почти 1 млрд рублей в течение трёх лет, а договор на управление и эксплуатацию SSJ-100 за тот же срок в «РусДжет» оценивали ещё в 1,3 млрд рублей.

Среди крупных компаний свои самолеты использует, например, «Газпром» (в том числе 10 SSJ-100 и 14 бизнес-джетов Falcon) и авиакомпания «Северсталь» (четыре SSJ-100 в пассажирской версии и четыре региональных Bombardier CRJ-200). Но чаще топ-менеджеры арендуют бизнес-джеты, говорит гендиректор компании BJET Алексей Бутримов. По его данным, на рынке нет серьёзного стремления выкупить SSJ на замену иностранным машинам, поскольку «отечественный самолёт на 80% состоит из эксклюзивных комплектующих и обслуживать его сложнее, чем Bombardier». Клиенты деловой авиации в 2022 году демонстрировали интерес к отечественным самолётам, но в свободной продаже бортов нет, отмечает г-н Захаров. Также их беспокоят возможные сложности с обслуживанием российско-французских двигателей SaM-146. Приобретение ФСК второго самолёта один из участников рынка бизнес-авиации называет «смелым ход на фоне демонстративного урезания издержек в остальном госсекторе».

Источники говорят, что в ходе переговоров об обслуживании в ФСК признавали, что потребность в перелётах с использованием собственного воздушного парка в 2022 году по сравнению с 2021 годом «существенно сократилась». В самой компании причины предпочтения собственного самолёта рейсам обычных перевозчиков не поясняют, но подчёркивают, что «воздушное судно будет использоваться в производственных целях». В ФСК добавили, что «Россети» продолжат эксплуатацию Bombardier Global 5000 и «вопрос его продажи не рассматривается». При этом с 2022 года «борт передан в коммерческое управление, что позволяет минимизировать затраты на его содержание».

Коммерсант