Мелкие ТСО намерены обратиться в Конституционный суд из-за отказа в нормативной прибыли
21 января правительство РФ разрешило включать расчётную предпринимательскую прибыль в размере 5% в тариф «Россетей» на услуги по передаче электроэнергии. Госхолдинг долгие годы просил такой возможности для выплаты дивидендов. Однако частным сетевым организациям с долей менее 10% в регионе воспользоваться новым правилом будет нельзя. Мелкие сетевые компании намерены обратиться в суд, считая такой подход дискриминацией, передал «Коммерсант» 24 января.
Только крупные сетевые компании смогут включать в свой тариф расчётную предпринимательскую прибыль (РПП) в размере 5% от совокупной выручки, следует из опубликованного постановления правительства. Прибыль не будет учитываться в тарифе, если необходимая валовая выручка (НВВ) территориальной сетевой организации (ТСО) за последние три года не превысила 10% от общего объёма затрат на передачу электроэнергии в регионе (так называемый котёл).
«Фактически это означает, что прибыль будет учтена во всех дочерних организациях «Россетей» и ряде крупных компаний (как правило, организованных администрациями регионов)», – говорит Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.
Причём такого ограничения не было в первой версии документа, опубликованной на regulation.gov.ru. Установленную планку в размере 10% от объёма «котла» смогут преодолеть только одна-две сетевые компании в регионе, говорит вице-президент ассоциации «Независимые ТСО» Даниэль Дмитриев. Однако в «Россетях» с этим не согласны: «РПП не может являться основанием для превышения предельных уровней тарифов. По нашим оценкам, не все ДЗО «Россетей» смогут получить РПП в тарифе».
«Россети» (88% у Росимущества) добивались включения РПП в тариф для компенсации затрат на дивиденды (не менее 50% от прибыли по МСФО). В прошлом году премьер Михаил Мишустин поручил ФАС проработать вопрос, ограничив рост тарифа уровнем инфляции. В 2020 году чистая прибыль «Россетей» по МСФО составила 61,2 млрд рублей, а дивиденды – около 5 млрд рублей из-за вычета «бумажных» доходов и затрат на техприсоединение.
Мелкие ТСО планируют оспорить новые правила в Конституционном суде. «Малые ТСО подвергнут дискриминации по неясным причинам. Лишение права получения РПП – следствие планируемой принудительной консолидации небольших компаний, которую запускает Минэнерго», – говорит г-н Дмитриев.
В «Россетях» заявили, что новая норма обеспечит недискриминационные условия в сферах с регулированием тарифов (аналогичная норма введена в тепло- и водоснабжении, а также у гарантирующих поставщиков электроэнергии). Это «позволит улучшить финансово-экономические показатели деятельности дочерних обществ «Россетей», сделать тарифообразование более экономически обоснованным», а также исполнить распоряжение правительства о дивидендных выплатах не менее 50% от прибыли «Россетей» по МСФО «без необходимости привлечения дополнительных заёмных средств».
В ФАС сообщили, что новые правила не повлекут «автоматического роста тарифов». Тарифные органы, как и прежде, будут оценивать экономическую эффективность расходов компаний и учитывать результаты их работы при формировании тарифов. В Минэнерго не ответили.
«Определение прибыли от совокупной НВВ, включающей расходы на оплату потерь и оплату за переток в адрес ФСК (входит в «Россети»), будет стимулировать компанию к чрезмерному увеличению тарифной базы, снизит эффективность инвестиций и сделает невыгодным снижение расходов на оплату потерь», – полагает Сергей Сасим.
По его оценкам, расходы на платежи в адрес ФСК и на оплату потерь составляют 30–40% от общей НВВ, что может увеличить фактическую доходность до 8%. В «Сообществе потребителей энергии» полагают, что норма тарифной прибыли вводится поверх уже имеющегося широкого набора инструментов, позволяющих «Россетям» из года в год получать десятки миллиардов чистой прибыли. Это не помогает развитию экономики и не делает энергетическую инфраструктуру доступнее, считают там.