Кабмин вновь проанализирует проекты дифференциации тарифа ФСК и оплаты сетевых резервов

Вице-премьер Александр Новак поручил профильным министерствам вернуться к обсуждению дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК), передал «Коммерсант» 14 января. В прошлом году Минэнерго отказалось от идеи на фоне жёсткого сопротивления бизнеса. Министерства вновь оценят и введение оплаты неиспользуемой электросетевой мощности, несмотря на критику промышленности. Обе инициативы, по мнению аналитиков, вряд ли будут приняты: негативных последствий слишком много, а польза неочевидна.

Правительство не хочет отказываться от идеи дифференциации тарифа ФСК (входит в «Россети», управляет магистральными электросетями). Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго совместно с Минэкономики, ФАС, Минпромторгом, Минстроем и РСПП снова проработать вопрос и оценить влияние механизма на отрасли экономики (документ от 21 декабря есть в распоряжении редакции). Инициатива обсуждалась в правительстве несколько лет, но в прошлом году Минэнерго полностью отказалось от разработки соответствующего законопроекта. «Инициатива пока отложена», – говорил в ноябре в интервью «Коммерсанту» министр энергетики Николай Шульгинов.

Дифференциация тарифа ФСК приведёт к резкому росту сетевых тарифов для крупной промышленности. По мнению Минэнерго, цель – справедливо распределить перекрёстное субсидирование (доплата бизнеса за сниженные тарифы населения) между всеми потребителями. Идею критиковали бизнес и ФАС. В Минпромторге подтвердили, что получили поручение Александра Новака, министерство уже направило позицию в Минэнерго. В Минэнерго, ФАС, Минэкономики и Минстрое не ответили на запросы.

Также Минэнерго по-прежнему планирует ввести для потребителей оплату неиспользуемой электросетевой мощности – из-за сопротивления бизнеса соответствующий проект постановления правительства пока не согласован. «Учитывая ряд изменений, внесённых по итогам обсуждения с крупными потребителями и производителями электроэнергии, проект постановления проходит повторные согласительные процедуры», – заявили в Минэнерго. В министерстве уточнили, что планируют внести документ в правительство в первом квартале текущего года. В ФАС, Минэкономики и Минстрое не дали комментариев. В прошлом году Минэнерго уже серьёзно смягчило проект. В последней редакции потребителей заставят платить за 15% от общего объёма неиспользуемого сетевого резерва по ставке за содержание сетей, хотя раньше речь шла об оплате 60%.

В «Россетях» сообщили, что компания не получала новых поручений по проработке вопроса дифференциации тарифа ФСК. Там отметили, что дискуссия по теме оплаты сетевого резерва не прекращалась и «Россети» продолжают прорабатывать её вместе с профильными ведомствами.

«Обе проблемы сохраняют актуальность, так как отчасти являются причинами недофинансирования мероприятий по обслуживанию и модернизации электросетевого хозяйства в регионах», – говорят в холдинге.

«Оба проекта несостоятельны, поскольку нацелены исключительно на пополнение выручки сетевой монополии, причём в ущерб экономике и в обход тарифных ограничений. Поэтому за долгие годы обсуждения менялись руководители в сетях, в Минэнерго, в правительстве, но никто так и не смог доказать целесообразность этих инициатив», – заявил директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв.

Вероятность реализации инициатив и по ФСК, и по сетевому резерву представляется низкой, прежде всего из-за отсутствия однозначных позитивных эффектов для экономики при наличии явных негативных последствий для потребителей и дополнительного роста инфляции в стране, считает Сергей Роженко из КПМГ. Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ полагает, что аргументы российских экспортёров против законопроекта по дифференциации тарифа ФСК существенно усиливаются на фоне угрозы введения в ЕС трансграничного налога на выбросы СО2. У проекта по сетевому резерву в текущей редакции более высокие шансы, считает эксперт, указывая, что возможности крупных потребителей по блокированию инициатив подобного рода нельзя недооценивать.

Коммерсант