Ъ: «Россети» хотят стать единым оператором электрозаправок»
Правительство РФ думает над созданием единого оператора зарядных станций для электромобилей в России, первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил Минэнерго проработать вопрос, передал «Коммерсант 7 октября. По данным газеты, на этот статус претендует госхолдинг «Россети», уже имеющий собственную сеть зарядных станций. Инициативу критикуют в отрасли, опасаясь возникновения барьеров на входе в рынок для независимых заправок.
Андрей Белоусов поручил Минэнерго проработать вопрос определения федерального оператора зарядной инфраструктуры для электромобилей в России, рассказали газете несколько источников в отрасли и подтвердил федеральный чиновник. Вопрос обсуждался на совещании 26 июля, где прозвучало предложение назначить единым оператором крупную федеральную компанию, например, госхолдинг «Россети».
Оператор будет «разрабатывать единые технические требования» станций, устанавливать их, обеспечивать техприсоединение к электросетям, подключать станции к онлайн-платформе для управления, а также заниматься их техническим и санитарным обслуживанием, следует из презентации «Россетей» о развитии зарядной инфраструктуры в РФ. Выручка оператора, вероятно, будет формироваться из комиссии с продаж электроэнергии.
Однако пока вопрос о едином операторе находится в подвешенном состоянии. Один из источников газеты говорит, что он больше не обсуждается и приоритет будет отдан рыночному подходу с участием нескольких операторов. По словам другого собеседника «Коммерсанта» в отрасли, знакомого с ходом обсуждений, окончательного решения в правительстве нет. В Минэнерго сообщили, что проработка поручения ещё продолжается. В «Россетях» и в аппарате г-на Белоусова комментариев не дали.
Возможное появление единого оператора вызывает недоумение в отрасли. Идею единого оператора лоббируют «Россети», но на рынке зарядных станций много игроков, и «Россети» не лидер по объёму отпуска по сравнению со всеми остальными, говорит источник газеты. У «Россетей», согласно презентации, 263 станции, в планах до 2025 года расширить сеть до 1,34 тыс. У концерна КРЭТ (входит в «Ростех») – 130 зарядок, у «РусГидро» – 55 быстрых зарядок на Дальнем Востоке, у «Мосэнерго» (входит в «Газпром энергохолдинг») – более 70 станций в Москве. Согласно концепции развития электротранспорта, уже в 2022 году предполагается создать в РФ 1,2 тыс. обычных зарядных станций и ещё 528 быстрых. Исходя из прогнозных оценок роста парка электромобилей до 1,4 млн штук к 2030 году, потребуется в общей сложности 144 тыс. станций. Правительство собирается выделить на их строительство субсидии, которые покроют до 60% стоимости. Речь идёт как минимум о 8,1 млрд рублей до 2024 года.
Выбор в пользу «Россетей» критикуют из-за того, что госхолдинг владеет монополией на доступ к присоединению к электросетям. Острый вопрос – установление единых техрегламентов к оборудованию, что тоже может стать барьером для выхода на рынок независимых производителей. Впрочем, сейчас на рынке «бардак», и на этом фоне выбор «Россетей» кажется логичным в регионах их присутствия, рассуждает один из источников. Но нет понимания, что делать там, где «Россетей» нет, например, на Дальнем Востоке. Ещё один вопрос – дадут ли оператору возможность забирать весь объём субсидий на строительство станций, говорит источник.
За рубежом обычно нет единых операторов зарядок для всей страны, говорят участники рынка. Однако в ЕС и Японии есть практика консорциума с участием автоконцернов, которые соблюдают единый стандарт зарядок. Консорциумы также дополнительно финансируют создание станций, которые затем передаются им в управление. Такую модель, по данным «Коммерсанта», обсуждали на базе рабочей группы EY с участием «Россетей», «РусГидро» и автопрома. Источник в автоконцерне отмечает, что вопрос универсальности станций вряд ли получится решить без участия автопроизводителей.
Для формирования стандарта не нужен единый оператор, а нужно единое отраслевое решение, подчёркивает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. «У развития зарядной инфраструктуры много потенциальных бенефициаров, которые могут интегрировать её в свою деятельность, например, нефтяные или электросетевые компании, чем, например, успешно занимается «РусГидро» на Дальнем Востоке, где и сосредоточен сейчас большой по меркам РФ парк таких машин», – заключает он.