Минстрой хочет ужесточить критерии отнесения к теплосетевым организациям для консолидации сетей
Минстрой добивается решения проблемы неэффективной эксплуатации коммунальной инфраструктуры частными собственниками, владеющими небольшими участками теплосетей. Как передал «Коммерсант» 27 сентября, для этого ведомство предлагает ужесточить критерии их отнесения к теплосетевым организациям (ТСО). Инициатива, по мнению делового сообщества, может убрать с рынка 95% компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) – собственников фрагментов сетей. Хотя проект получил негативную оценку регулирующего воздействия, на рынке всё же опасаются его принятия и рассчитывают на механизмы компенсации добросовестным собственникам при потере статуса ТСО.
Глава «Опоры России» Александр Калинин направил в правительство письмо с критикой разработанного Минстроем проекта постановления правительства, вводящего требования к собственникам участков теплосетей для их отнесения к ТСО – поставщикам тепловых услуг. Сейчас ТСО может стать любой владелец теплосетей, при этом интерес к отрасли у бизнеса вызывает гарантированный поток средств за счёт тарифов на услуги. Между тем авторы проекта отмечают, что не все организации обеспечивают надлежащую эксплуатацию и аварийно-диспетчерское обслуживание сетей, что снижает качество поставляемых услуг.
Проект Минстроя содержит требование по минимальной протяжённости тепловых сетей в зависимости от численности муниципалитетов. Так, в городах с населением от 1 млн жителей ТСО могут стать владельцы теплосетей неразрывной протяженностью не менее 10 км, более 500 тыс. жителей – не менее 3 км, от 250 тыс. – не менее 1 км. По данным «Опоры России», под новые критерии в городах с населением от 500 тыс. попадут не более 5% владельцев таких объектов. Уход же с рынка 95% малых и средних компаний выльется в резкий рост бесхозных сетей на балансе муниципалитетов, что, напротив, может привести к росту числа аварий и ухудшить качество услуг, указывают эксперты. По мнению Александра Калинина, критерий протяженности сетей не говорит о добросовестности ТСО и не влияет на качество их работы. «Возможными критериями качества являются, например, допустимые перерывы в теплоснабжении, технические параметры тепловой сети, процент износа», – отмечает он.
Правительство озаботилось проблемами низкого качества услуг ЖКХ из-за передачи сетей частным собственникам ещё в 2011 году. Тогда власти отказались от приватизации отрасли в пользу концессионных соглашений, указывая на риски «социальных катастроф» в случае банкротства частников. Концессии позволили частично повысить эффективность в ЖКХ, однако в частном сегменте проблема так и не решена, а накопление проблем в этом секторе может тормозить инвестактивность и концессионеров, и поставщиков ресурсов: рост их эффективности «съедается» изношенными участками сетей. При этом до сих пор встречаются ситуации, при которых владельцы небольших участков оказывают услуги по высоким тарифам. Стимулировать собственников небольших сетей к модернизации инфраструктуры власти пока не могут. Минстрой рассчитывает, что ужесточение требований к протяженности сетей будет способствовать консолидации активов малых и средних ТСО и позволит исключить неэффективные траты тарифной выручки.
Как отмечает газета, что это уже вторая попытка Минстроя добиться ужесточения критериев: так, исходный проект ведомство представило в 2020 году. После критики со стороны экспертов министерство смягчило требование по минимальному периоду владения сетями с пяти лет до года. Обновлённый проект уже рассмотрен в рабочих группах «регуляторной гильотины» при правительственной комиссии по проведению админреформы. При этом рабочей группой в сфере строительства и ЖКХ он согласован, рабочая группа в сфере экологии потребовала его доработки, а ранее проект также получил отрицательное заключение Минэкономики об оценке регулирующего воздействия. Владельцы небольших участков теплосетей, впрочем, опасаются принятия проекта в исходном виде и рассчитывают на компенсационный механизм в случае утверждения проекта и потери собственниками статуса ТСО, то есть на выкуп их участков теплосети «на выгодных для собственника условиях».