Ъ: «Белоусов поддержал идею «Россетей» об учёте дивидендов в тарифах в размере 5% от выручки»

«Россети» после многолетних неудачных попыток всё-таки может добиться учёта дивидендов в своём тарифе, передал «Коммерсант» 6 сентября. По данным газеты, первый вице-премьер Андрей Белоусов в целом поддержал идею госхолдинга о включении расчётной предпринимательской прибыли в тариф на услуги по передаче электроэнергии, ограничив его рост уровнем инфляции. Аналитики полагают, что в случае принятия изменений у «Россетей» появится прогнозируемый источник для выплат акционерам, а размер дивидендов может вырасти до 45 млрд рублей. Поэтому миноритарии госхолдинга поддерживают механизм, но крупные потребители предсказуемо выступают против.

Издание ознакомилось с письмом главы госхолдинга «Россети» (88% у Росимущества) Андрея Рюмина премьеру Михаилу Мишустину от 29 июня. В нём поставлен вопрос включения расчётной предпринимательской прибыли в тариф на услуги по передаче электроэнергии в размере 5% от выручки. Тему поднимает каждый новый руководитель «Россетей», но единый подход к дивидендам монополии правительством так и не сформирован.

Г-н Мишустин поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Андрею Белоусову, главе ФАС Максиму Шаскольскому и вице-премьеру Александру Новаку. Как утверждают источники «Коммерсанта», Андрей Белоусов идею поддержал, поручив до 1 октября внести в правительство необходимые изменения. Рост тарифа, по его мнению, нужно ограничить уровнем инфляции. В аппарате вице-премьера Александра Новака подтвердили, что такое решение принято на совещании у г-на Белоусова. В его аппарате, ФАС и «Россетях» не ответили.

Как отмечает Андрей Рюмин, в тарифах по транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов предусмотрены расходы на дивиденды. В теплоснабжении и водоснабжении, сбытовых надбавках гарантирующих поставщиков электроэнергии их источником выступает расчётная предпринимательская прибыль, учитываемая в необходимой валовой выручке компаний. Но для сетевых компаний такой опции нет. Источник компенсации затрат на дивиденды отсутствует, а выплаты расцениваются регуляторами как нецелевое использование денежных средств. В результате, добавляет он, выплата дивидендов структурами «Россетей» происходит за счёт привлечения заёмных средств, источника возврата и обслуживания которых нет.

«Россети», как и другие госкомпании, формально подпадают под требование отчислять на дивиденды 50% от прибыли, но де-факто размер их ежегодных выплат малопрогнозируем. Так, при чистой прибыли в 2020 году в размере 61,2 млрд рублей по МСФО они составили всего около 5 млрд – из-за вычета «бумажных» доходов и затрат на техприсоединение. Сами «Россети» по итогам 2020 года хотели вообще отказаться от выплат из-за высоких будущих расходов на строительство сетей для железнодорожного Восточного полигона. РЖД не платило дивиденды за 2020 год, поскольку правительство разрешило компании направить прибыль на инвестиции. «Транснефть» и «Газпром» платят 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО. В июне правительство опубликовало новую директиву для госкомпаний, по которой такой уровень с 1 июля 2021 года стал минимальным.

Миноритарии «Россетей» и МРСК в целом приветствуют нововведения, отмечает директор по электроэнергетике Prosperity Capital Management Роман Филькин. Однако, уточняет он, важно, как инициатива будет реализована с учётом ограничения темпов роста тарифов. В частности, по словам г-на Филькина, размер предпринимательской прибыли должен соответствовать рыночной доходности инвестированного капитала. Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв, наоборот, называет расстановку приоритетов взаимоисключающей: «С одной стороны, заявляется цель повышения доступности сетей для развития экономики с их консолидацией в руках государства, с другой – явно противоречащая идея дивидендов».

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что фиксация доли дивидендов в тарифной выручке «Россетей» будет «фундаментальным событием» для компании, поскольку у неё появится прогнозируемый источник выплат акционерам, а размер дивидендов может достигнуть 45 млрд рублей (16–17% дивидендной доходности), из которых на долю государства придётся до 40 млрд. Он отмечает, что сейчас, несмотря на значительную фундаментальную стоимость, «Россети» торгуются на уровне около $3 тыс. за 1 км сетей против $90 тыс. на других развивающихся рынках, а по мультипликатору EV/EBITDA дисконт к аналогам составляет 70–75%.

Коммерсант