Бизнес не согласен с «компромиссным» проектом об оплате сетевых резервов
Минэнерго смягчило требования к оплате резерва электросетевой мощности. Потребителей могут заставить оплачивать 15% от объёма неиспользуемой мощности, хотя раньше шла речь о 60%. По данным «Коммерсанта», механизм может быть запущен уже в 2022 году. Однако в Минэнерго слишком поспешно объявили, что условия согласованы с бизнесом. Промышленники отрицают договорённости и хотят обратиться к вице-премьеру Александру Новаку с просьбой полностью отказаться от инициативы.
Изданию удалось ознакомиться с доработанным проектом постановления Минэнерго о введении платы за неиспользуемую электросетевую мощность. Новый механизм может вступить в силу уже с 1 января 2022 года. В новой редакции потребителям предлагается платить за 15% от общего объема резерва по ставке за содержание сетей, хотя раньше речь шла об оплате 60%.
Новый механизм коснётся только тех потребителей, которые не используют более 40% от заявленной мощности. Объём резерва будет рассчитываться как разница максимальной мощности и максимального почасового потребления за год, пояснили в Минэнерго. Схожие требования к потребителям с собственной генерацией и к оптовым ТЭС.
Сейчас потребители платят только за фактически используемую сетевую мощность, а неиспользуемый объём остаётся в резерве и не оплачивается, хотя сети несут расходы на его содержание. Минэнерго рассчитывает, что новый механизм заставит потребителей отказаться от «лишних» сетей и более чётко планировать мощность при подключении. В 2019 году оно внесло проект постановления в правительство, но правительство поручило его доработать с учётом мнения промышленности, выступавшей против введения оплаты резерва.
О доработке Минэнерго сообщило 13 июля, уведомив, что учло предложения потребителей, генераторов и сетевых организаций. Минэнерго удалось достичь компромисса с потребителями, заявил министр энергетики Николай Шульгинов.
Однако источники в промышленных компаниях говорят, что обсуждения с Минэнерго продолжаются и компромисс не достигнут. «Сообщество потребителей энергии» весной направляло в адрес замглавы Минэнерго Павла Сниккарса два письма с отрицательным отзывом на документ. В них сообщалось, что, по уточнённым данным Минэнерго, уровень загрузки электросетевого комплекса РФ находится на общемировом уровне в 48%, а значит, проблема загрузки неактуальна.
Ассоциация предложила Минэнерго использовать адресные меры для повышения эффективности сетей, а от разработки проекта постановления просто отказаться. По данным газеты, сейчас промышленные компании готовят письмо уже вице-премьеру Александру Новаку. «В Минэнерго предметно не рассмотрели предложения бизнеса, тарифные последствия от введения оплаты сетевого резерва всё ещё не посчитаны», – говорит источник в секторе.
В «Россетях» сообщили, что компания участвовала в рабочей группе по данному вопросу, замечания были представлены. «Рабочую переписку с Минэнерго» компания не комментирует.
Новая версия проекта постановления Минэнерго снизила угрозы роста тарифной нагрузки на потребителей, однако документ всё ещё требует обсуждения, считает Сергей Сасим из Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ.
«Скорректированная версия позволяет удержать тарифную нагрузку в пределах инфляции, – полагает он. – Однако механизм может привести к дополнительному росту тарифов коммунальных предприятий (например, водоканалов), для которых величина резерва обусловлена требованиями противопожарной безопасности. Для остальных потребителей оплата резерва может быть более приемлемым вариантом, чем отказ от него: изменение договорной мощности может приводить к дополнительным расходам сетевой компании, оплатить которые потребитель будет обязан».
При этом, добавляет г-н Сасим, в проекте не учитывается фактор спроса на высвобождаемую мощность, хотя перспективы её перераспределения на других потребителей и снижение инвестиций в новое строительство «очень сомнительны», что сводит к нулю инвестиционный потенциал механизма оплаты резерва.