МЭР хочет обязать поставщиков тепла и воды реинвестировать 80% экономии инвестпрограмм
Минэкономразвития (МЭР) предлагает определить порядок использования экономии, образовавшейся у предприятий тепло- и водоснабжения при реализации инвестпрограмм. Ведомство подготовило проект постановления правительства, предусматривающий, что не менее 80% сэкономленных средств должно реинвестироваться в модернизацию инфраструктуры, остальное же может остаться в распоряжении предприятия, передал «Коммерсант» 29 марта. По мнению МЭР, определённость в возможностях использования сэкономленного станет стимулом для инвестиционной активности в ЖКХ. Участники рынка, впрочем, менее оптимистичны. Они полагают, что эта мера вряд ли существенно изменит положение дел в отрасли.
МЭР предлагает регламентировать использование предприятиями тепло- и водоснабжения экономии, полученной при реализации инвестпрограмм. Поясним, такие программы утверждаются для модернизации коммунальной инфраструктуры, они финансируются в основном за счёт тарифов. По подсчётам Минстроя, на их реализацию тратится около 30 млрд рублей в год, однако для решения проблемы изношенности сетей требуется в разы больше средств.
Сейчас, как отмечает Минэкономики, статус образовавшейся в ЖКХ экономии никак не закреплен. Это, как поясняет вице-президент ЦСР Елена Ковалёва, приводит к «неопределённости в процессе корректировки необходимой валовой выручки (НВВ)» – в частности, при расчёте её объёма, на основе которого устанавливается тариф, экономия может не приниматься во внимание регулятором, что, в свою очередь, ведёт к сохранению завышенных тарифов.
Как следует из проекта Минэкономики, экономией предлагается считать размер снижения фактической стоимости мероприятия инвестпрограммы по отношению к плановой, образовавшегося в результате «эффективного применения закупочных процедур», при выполнении всех обязательств в рамках программы эта сумма не будет исключаться из состава НВВ. При этом не менее 80% сэкономленных средств предприятия должны будут реинвестировать в другие мероприятия инвестпрограммы, остальное же можно будет использовать по своему усмотрению. В МЭР полагают, что это позволит стимулировать рост эффективности инвестдеятельности, а также обновление коммунальной инфраструктуры.
В Минстрое сообщили, что пока проект не получали. Но действующий подход, поясняют в ведомстве, не мотивирует предприятия к снижению затрат и внедрению новых технологий: после получения экономии при расчёте тарифов будет учтено снижение операционных расходов.
Участники рынка неоднозначны в своих оценках. Финдиректор ГК «Росводоканал» Андрей Коваленко поясняет, что сейчас у предприятий нет возможности зарабатывать на инвестициях: либо экономия остаётся в инвестпрограмме, либо её мероприятия реализуются в убыток. В «Росводоканале» «горячо приветствуют» предложение МЭР, но отмечают, что «чувствовали бы себя более защищёнными при распределении экономии в соотношении 50% на 50%».
В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) саму идею поддерживают, но отмечают, что реализовать её будет проблематично – в силу жёсткого регулирования стоимости мероприятий инвестпрограммы посредством укрупненных сметных нормативов ниже рыночной стоимости. Хотя возможности для экономии в РАВВ всё же видят – в случаях когда применение нормативов невозможно и предприятия руководствуются стоимостью объектов-аналогов, а также при закупках у единственного поставщика.
В «Т Плюс» полагают, что экономия при закупках «не носит значительного масштаба, поэтому к повышению инвестиционной эффективности и увеличению темпов модернизации она не приведёт» – достичь этого можно за счёт снятия регуляторных барьеров. В «Совете производителей энергии» (СПЭ) также полагают, что предложения МЭР «существенно не изменят инвестклимат в отрасли» – в силу того, что они носят «точечный» характер. Кроме того, «принудительное «реинвестирование» экономии» вызывает у СПЭ вопрос – оно «накладывает запрет на использование экономии на ремонты, мероприятия эксплуатационного характера и может носить характер ограничений и вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов».